Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 68

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Повесть о том, каким должен быть истинный правитель
Среднее время прочтения:

Источник:
Повесть о том, каким должен быть истинный правитель

Жёлтый император — родоначальник китайской цивилизации

Согласно китайской легенде, Жёлтый император (2698 — 2598 до н. э.) стал родоначальником китайской цивилизации. Он изменил образ жизни древних китайцев, которые впоследствии перешли от охоты к строительству домов, животноводству и выращиванию сельскохозяйственных культур.

- Salik.biz

Желтый император. Иллюстрация: Блу Сяо.Желтый император. Иллюстрация: Блу Сяо.

Во времена правления Жёлтого императора появилось много изобретений: лодки, повозки, письменность, календарь, гончарные изделия, компас и многое другое. Несколько императоров, такие как Яо, Шунь, Юй и Тан, — все были потомками Жёлтого императора. Существует много легенд о том, как Жёлтый император постигал Дао. Историк Сыма Цянь в своих «Исторических записках» писал, что Жёлтый император получил драгоценный котёл и божественное руководство, и совершенствовался в достижении Полного Просветления.


Согласно легенде, после успешного достижения просветления он управлял страной и в то же время практиковал алхимию и медитацию. В 2598 г. до н. э. Жёлтый император поставил большой треножник (ритуальная утварь для жертвоприношений — прим. ред.) у моста в горах. Как только треножник был выставлен, открылись Небеса и с Небес спустился жёлтый дракон и приветствовал императора. Тогда Жёлтый император сел на жёлтого дракона вместе с семьюдесятью чиновниками, и они поднялись на Небо средь бела дня.

Десять тысяч человек были свидетелями этой захватывающей сцены. Те чиновники, которые не поспели за Жёлтым императором, с благоговением захоронили его одежды у горного моста. На этом месте стоит памятник Жёлтому императору в нынешнем уезде Хуанлин провинции Шэньси.

Легенда передавалась из поколения в поколение, и китайский народ верил, что в конце успешного самосовершенствования человек может подняться на Небо. Таким образом, они считают, что их предки тоже вернулись на Небо и о них там заботятся. Именно поэтому китайцы поклоняются предкам во время проведения особых ритуалов и празднеств, а в некоторых случаях строят родовые святилища для совместного поклонения. Уважительное поклонение предкам стало одной из главных особенностей китайской культуры.


Рекламное видео:


Повесть о том, каким должен быть истинный правитель

Император Яо (2356 — 2255 до н.э.) был одним из поздних потомков Желтого императора. Самый известный рассказ об императоре Яо звучит так:

Однажды император Яо объезжал страну со своими министрами, чтобы посмотреть, как поживает народ. Во время своей поездки он побывал в небольшом городке. По пути они встретили связанного стражниками человека на дороге, в качестве назидания для других. Император Яо спросил стражников: «Какое преступление совершил этот бедняк?» Полицейские ответили: «Он украл еду».

Император Яо спросил связанного: «Почему ты украл еду?» Человек ответил: «У нас нет пищи из-за засухи». Услышав это, император Яо попросил стражников связать также и его, объяснив, что император должен нести ответственность за то, что людям приходится воровать.

Полицейские и министры императора Яо опустились перед ним на колени. Один из министров сказал императору Яо: «Преступление было вызвано засухой, это не имеет ничего общего с Вами».

Император Яо ответил: «Это моя обязанность помогать людям быть готовыми к катастрофе, это моя обязанность воспитывать людей, чтобы они не воровали, даже когда им нечего есть. Как Вы можете говорить, что это не имеет ничего общего со мной?»

Император Яо приказал своим министрам связать его, и он стал рядом с вором. Люди приехали со всего региона, чтобы посмотреть на своего связанного императора и многие были тронуты до слез. Несколько человек упали на колени перед императором Яо и признались в преступлениях, которые они совершили в прошлом. Они сказали, что они готовы принять наказание.

Вернувшись во дворец, император Яо объяснил своим чиновникам: «Я не могу винить стихийные бедствия, если люди испытывают трудности и невзгоды в жизни. Надо смотреть в себя. Я не могу винить людей, если они не в силах вынести трудности и мне нужно задуматься над тем, как я управлял страной; в каких вопросах, я совершил ошибки?»

Озабоченность императора Яо судьбой своего народа вызвала глубокое уважение. Он жил простой жизнью и считал благосостояние людей своим главный приоритетом. Сталкиваясь с трудностями, он всегда искал причины в себе.

Император Яо был глубоко почитаем в народе. Во время его правления жизнь людей становилась все лучше и лучше.




Древний Китай: Император Яо передал власть не сыну, а более способному человеку

Во время правления императора Яо, около 4 300 лет назад, произошёл великий потоп. В северном полушарии вода поднялась до 2 000 метров над уровнем моря. Почти все древние западные цивилизации были уничтожены.

(Слева направо) Императоры Яо, Шунь и Юй.(Слева направо) Императоры Яо, Шунь и Юй.

Во время правления императора Яо, около 4 300 лет назад, произошёл великий потоп. В северном полушарии вода поднялась до 2 000 метров над уровнем моря. Почти все древние западные цивилизации были уничтожены.

В то время самая процветающая область древней китайской цивилизации находилась в западной части современного Китая — в горах Куньлунь ( Синьцзян-Уйгурский округ в наши дни). Многие бежали в горы, чтобы пережить бедствие.

Оставшиеся в живых спасли большое количество доисторических записей, таких как «Книга Перемен», «Восемь триграмм», рукописи об Инь и Ян, пяти элементах, китайской медицине, тайцзи и некоторых древних формах Цигун.

Куньлунь.Куньлунь.

Согласно тексту «Сад Легенды» династии Хань, император Яо был очень добродетельным человеком и считал своим долгом заботиться о благополучии всех людей. Он говорил: «Если кто-то страдает от голода, это моя вина; если кто-то страдает от холода, это тоже моя вина; если кто-то совершает преступление — это потому, что я поступал не очень хорошо».

Дэн Чжу был сыном императора и императрицы Яо. Говорят, что Яо очень любил сына, но тот был легкомысленным и беспокойным. Он также много говорил и любил поспорить. Считали, что Дэн Чжу не подходил для наследования трона.

У император Яо всего было 10 сыновей. Но все они обладали заурядными способностями. Он предложил своим министрам рекомендовать достойного занять пост императора из числа дворян и гражданских лиц. Все они рекомендовали скромного Шуня.

Для того чтобы стать императором в древнем Китае, нужно было показать божественную ответственность, высокую добродетель и большие способности. Император Яо испытал Шуня и убедился, что тот соответствует всем требованиям.

Яо сказал: «Если я отрекусь в пользу Шуня, только Дэн Чжу будет недоволен. Если я отрекусь в пользу Дэн Чжу, это будет плохо для всех. Я не буду наносить вред государству только для того, чтобы не обидеть моего сына».

Яо отрёкся от престола, чтобы уступить место Шуню, который также обладал высокой добродетелью. Так было положено начало китайской традиции отречения от престола в пользу более достойного человека. Когда Шунь постарел, он последовал примеру Яо и отрёкся от престола в пользу Юя Великого, имевшего большие заслуги в борьбе с наводнениями.


Древний Китай: Незаметный император Поднебесной

Однажды во времена правления императора Яо пятидесятилетний крестьянин после работы в поле решил немного передохнуть. Мимо проходил незнакомец, остановился возле старика и воскликнул: «Всё это действительно благодеяния императора Яо!»

Старик возразил ему: он каждое утро сам возделывает землю, сам вырыл себе колодец, чтобы была вода, сам выращивает овощи и фрукты, чтобы было что есть. При чём же тут милость императора Яо?

Во времена царствования императора Яо китайский народ жил в мире и спокойствии, люди могли сами себя обеспечивать, не было разбойников и мошенников, не было принудительного физического труда. При такой жизни люди не ощущали заботы императора Яо, поэтому считали, что они сами создали такую прекрасную жизнь и императорская власть не имеет к этому никакого отношения.

Император Яо является одним из древнейших императоров Поднебесной. Согласно «Историческим запискам» Древнего Китая, настоящее имя императора Яо Фан-сюнь. Он обладал высокими нравственными качествами и безграничной мудростью.



Император Яо был благородным и добрым человеком, несмотря на свои богатства. Он не был высокомерным и распущенным, хотя и был знатен. Император Яо носил жёлтый головной убор, чёрную одежду, ездил в красной коляске, запряжённой белой лошадью. Он уважал добродетельных людей, наставлял чиновников заботиться о народе. Благодаря его умелому правлению все царства жили в мире и гармонии. Император Яо велел астрономам Си и Хэ наблюдать за небесными телами и разработать календарь сельскохозяйственных работ.

Император Яо правил государством 70 лет и решил найти себе преемника. Он спросил своих четырёх министров, кто из них может следовать велению Неба и унаследовать престол.

Четыре министра чувствовали, что их уровень нравственности недостаточно высок, поэтому они не смогут взять на себя такую ответственность. Тогда император Яо спросил, могут ли они порекомендовать кого-то из министров или даже кого-то, кто живёт в уединении отшельником.

Чиновники не сговариваясь порекомендовали одного молодого человека из народа по Шунь. Он был сыном слепого старика. Его отец был очень невежественным, мать очень твердолобой, а младший брат заносчивым. Однако Шунь мог жить с ними в согласии, к тому же очень почтительно и с уважением к ним относился, помогал им не превратиться в гнусных людей.

Император Яо решил проверить Шуня на то, достоин ли он управлять государством. Шунь все испытания с успехом прошёл. Император Яо признал, что Шунь очень одарённый, к тому же обладает высоким уровнем нравственности. И тогда Император Яо сделал Шуня своим преемником.

После смерти императора Яо народ сильно скорбел и оплакивал его уход. Три года в стране нигде не звучала музыка, поскольку все люди чтили память об ушедшем императоре.

Император Яо мог передать престол Поднебесной своему сыну Дань-чжу, но он ясно осознавал, что Дань-чжу не обладал достаточной мудростью и талантом, не был достойным управлять Поднебесной.

Император Яо отпустил личные выгоды и передал бразды правления Шуню, поскольку знал, что это принесёт пользу народу, а если передать Китай Дань-чжу, то простые люди могут от этого пострадать. Благодаря такому справедливому и беспристрастному сердцу, люди навсегда запомнили императора Яо как образцового великого правителя.


Император Шунь вдохновлял людей своим примером

Китайский моральный и этический кодекс поведения имеет очень древнюю историю, которая восходит к императору Шуню, вошедшему на трон в 2255 г. до н. э. За много веков до распространения учения Конфуция, в V веке до н. э., император Шунь был известен как основатель в Китае социальных правил взаимоотношений в семье и между различными членами общества.

Император Шунь — основоположник китайской этической культуры. Иллюстрация: Чжичин Чень.Император Шунь — основоположник китайской этической культуры. Иллюстрация: Чжичин Чень.

Он говорил, что между отцом и сыном должна быть любовь, справедливость — между монархом и его министрами, обязанности — между мужем и женой, уважение к старшим и доверие между друзьями. Это стало основой китайской этической культуры.

Истории, переданные об императоре Шуне, рассказывают о его большом великодушии. Он сам всегда подавал хороший пример. Во времена правления императора Яо император Шунь был простолюдином. Император Яо был человеком высоких моральных качеств, ценил добродетель. Когда Яо приблизился к концу своего правления, то понял, что ни один из его девяти сыновей не достоин унаследовать трон, поэтому послал своих министров найти молодого человека, обладающего великой добродетелью, требующейся для того, чтобы стать императором.

В результате поисков все министры императора порекомендовали 30-летнего Шуня, так как он имел репутацию человека, обладающего исключительной сыновней почтительностью, уважением и заботой о старших.

Император Яо отправился на встречу с Шунем, взяв с собой двух своих дочерей, чтобы отдать их в жёны Шуню. Яо также сказал своим сыновьям, чтобы те подружились с Шунем и наблюдали, как он себя ведёт: является ли компетентным и по-настоящему добродетельным.

Шло время, Шунь показал себя достойно. В браке он был честным, щедрым и умел прощать. Следовательно, две принцессы были преданными жёнами и не смотрели свысока на Шуня и его семью, несмотря на их собственный царский статус.

Шунь был скромным, дружелюбным и добросовестным. Он дал хорошую землю людям для выращивания сельскохозяйственных культур. В результате люди не ссорились друг с другом из-за границ собственности, а стали более заботливыми.

Например, находясь на рыбалке, Шунь не занимал часть реки, изобилующую рыбой. Постепенно люди также начали делать то же самое, отдавая лучшие промысловые места другим.

Характер Шуня имел глубокое влияние на людей. Каждый хотел жить с ним по соседству. И все, кто жил с ним рядом, хотели стать лучше, вдохновлённые его примером. В течение двух лет район, где жил Шунь, из деревни превратился в маленький город, через три года превратился в большой город.

Когда Шуню исполнилось 50 лет, император Яо попросил его служить в качестве исполняющего обязанности императора. Отличный характер и способности Шуня убедили императора Яо. Когда Шуню исполнился 61 год, он официально стал императором.

Царствование императора Шуня длилось 39 лет, и страна была в полном порядке. Он правил с состраданием, и все его любили и беспрекословно подчинялись. Император Шунь умер, когда ему исполнился 101 год.


Потомок Жёлтого императора — Великий Юй

После императора Шуня императором стал Юй (2205 до н. э.). Юй был одним из потомков Жёлтого императора. Будучи известен своей добротой и талантом, Юй был рекомендован многими министрами как самый способный человек по борьбе с наводнениями. Император Шунь назначил его ответственным по контролю за наводнениями.

Великий Юй, который сдержал наводнение. Иллюстрация: С. М. Ян.Великий Юй, который сдержал наводнение. Иллюстрация: С. М. Ян.

Гунь, отец Юя, в течение девяти лет строил дамбы и плотины для предотвращения наводнений в царствование Яо, но его работа была малоэффективной. Подход Юя отличался от подхода его отца. Используя течение воды по направлению вниз, он вырыл каналы в соответствии с особенностями местности, чтобы направить девять великих рек в море. После 13 лет напряжённой работы наводнения уменьшились.

Юй посвятил свою жизнь борьбе с наводнениями, так как знал, что это спасёт жизни людей. Его преданность была такова, что трижды он проезжал мимо своего дома, не заходя в него. В первый раз, когда он только начал работу по борьбе с наводнениями, то даже не зашёл навестить свою молодую жену, хотя они только что поженились. Второй раз он был настолько занят борьбой с наводнениями, что не навестил свою семью, хотя его сын только недавно родился. В третий раз он был так занят отводом воды к морю, что не остановился, а просто помахал жене и сыну.

После того, как опасность наводнений миновала, Юй учил людей, как выращивать разнообразные культуры на плодородных землях. Жизнь людей стала счастливой и мирной.

Юй был трудолюбивым, добрым и всеми любимым. Он был настолько скромным, доброжелательным и надёжным, что император Шунь в 2205 г. до н. э. передал престол Юю, а не своему сыну. Китайский народ помнит Юя как Великого Юя.

Жёлтый император, Яо и Шунь стали императорами благодаря своему добродетельному характеру. Они правили, основываясь на моральных принципах и свободном управлении. Избирая наследников, обращали внимание на их способности и добродетельный характер. Они также спрашивали мнение людей перед тем, как принять окончательное решение относительно того, кому передать трон.

Ю был праправнуком Жёлтого императора. Его прадед и отец не были императорами, а были министрами. Юй передал престол мудрецу, но спустя три года после смерти Юя мудрец передал трон сыну Юя. С тех пор установилась наследственная передача власти и престол передавался сыну или брату.

Сын Юя основал первую династию Китая — Ся. Создание династии Ся ознаменовало конец примитивному и свободному племенному обществу в Китае. Создание династии Ся стало важной вехой в истории китайской цивилизации. Династия продлилась 400 лет и имела в общей сложности 17 поколений (1766 — 2205 до н. э.).


История древнего Китая об императоре, который оказывал великое почтение Небесам и неутомимо трудился ради блага своего народа

У императора Юя было прозвище Сы, а звали его Вэньмин. Он жил в 21 в. до н.э., и был известен как один из самых добродетельных императоров в истории Китая.


Он унаследовал у своих предшественников: императоров Яо и Шунь замечательное качество: «работать на благо живых существ, а не для себя». С великим уважением он относился к Небу и Богам, работал в области защиты от наводнений и учил своих подданных нравственным принципам. Он достиг столь многого, и его заслуги были столь велики, что говорят, что он был послан Небесами, чтобы бороться с наводнениями и спасать людей. Поэтому его часто называли «Юй Великий» или «Юй Божественный».

В те времена наводнения в Китае вызывали страшные несчастья. Люди теряли свои дома и жили в нищете. В то время правил император Шунь. Он слышал, что Юй был одарённым и трудолюбивым молодым человеком, поэтому предложил ему возглавить проект защиты от наводнений. Юй незамедлительно собрал команду знающих людей себе в помощники. Он был очень скромным человеком и всегда ценил советы других людей. Он принял во внимание много дельных советов и решил построить каналы, чтобы отводить воды внезапно возникающих наводнений. Он лично взбирался на многие горы, прошёл много лесов и пересёк много рек, чтобы обследовать пути движения воды к океану. Юй искренне почитал Небеса, и его ритуалы отличались точностью формы и торжественностью. По тому, как он держался во время этих церемоний, можно было понять, с каким почтением он относится к Небесам. Его походка позже была названа «походка Юя», и ему подражали во время ритуальных церемоний.

Юй со своими помощниками побывал во многих уголках Китая, проводя работы по защите от наводнений. Даже Боги были тронуты. Бог Жёлтой реки явил ему схему реки. Когда он работал на больших реках, таких как Длинная река или Жёлтая река, появлялись жёлтые драконы, которые помогали ему расчищать русла рек, сотрясая своими хвостами. Боги также дали ему нефритовый сосуд, чудесный топор и чудесный меч. С помощью нефритового сосуда он измерял уровень воды и вычислял глубину рек и океанов; волшебным топором он расчистил «Путь дракона», неподалёку от места, где сейчас расположен город Луоян в провинции Хэнань, чтобы вода могла легко протекать по этому пути. Волшебным мечом он убил злого дракона, который взбалтывал воду и был причиной многих бедствий. В конце концов, Юй добился того, что мог полностью контролировать наводнения.

Юй неутомимо трудился в течение 13 лет. Он обошёл весь Китай. Известно предание, что за эти 13 лет он три раза оказывался рядом со своим домом, но ни разу не зашёл домой. Он углубил девять речных каналов, создал девять больших озёр и поднял девять гор. Он положил конец бедствиям, вызванным наводнениями, и народ Китая стал жить мирно в своих домах. В то же самое время Юй помогал людям развивать сельское хозяйство и выращивать различные зерновые культуры. Они научились выращивать рис во влажных почвах низин. Юй также научил людей перевозить товары по воде. С тех пор на восток к океану, на запад к пустыне, с севера на юг на площади в несколько миллионов квадратных километров Китай стал сказочно богатой страной. В знак признательности император Шунь на торжественной церемонии наградил Юя королевским нефритом.

После того, как Юй закончил работы по защите от наводнений, он посвятил своё время помощи императору Шуню. Он был очень преданным и ответственным. Он говорил Шуню: «Следование добрым принципам принесет нам удачу, следование злым принципам принесёт несчастье, точно так же как тень сопутствует предмету, а эхо — звуку. Поэтому мы всегда должны ставить добродетель превыше всего. Если Ваши чиновники добродетельны, Ваш народ будет Вас поддерживать. Если Вы с ясным сознанием подчиняетесь законам Неба, Боги принесут Вам счастье». Императору Шуню очень повезло, что Юй помогал ему и давал хорошие советы. Он приказал своим подданным учиться у Юя. В 33-й год своего правления он официально рекомендовал Юя Небесам и удостоил его чести быть императором Китая.

После того, как Юй стал императором, то работал ещё усерднее, чтобы сделать жизнь своего народа лучше. Он применял тактику хорошего правления, укреплял нравственность в простом народе, ставил на должность чиновников-мудрецов и широко использовал советы обычных людей. Когда император Юй отправился на юг, он встретился с десятками тысяч подданных других стран на специальном собрании «Tu-Mountain Meeting». Чтобы почтить это великое собрание, он приказал сделать девять огромных сосудов (так называемых дин) из медных монет, переданных ему этими странами, символизирующих девять больших государств, которые объединившись, создали единый Китай. В то время в юго-восточной части Китая находилось девять больших племён. Они известны как «Девять племён».

Юй сам ездил туда несколько раз, чтобы распространять там китайскую культуру и нравственные принципы. По пути он узнавал о местных традициях, убеждал людей развивать сельское хозяйство, рассказывал им о сельскохозяйственных сезонах и периодах, раздавал им семена. Он также учил их моральным принципам и побуждал их следовать закону и жить в мире друг с другом. Юй пользовался огромным уважением и гостеприимством местного населения. Он усилил почитание Богов и утвердил «музыку Шао» в качестве традиционного песнопения для поклонения горным Богам. Он также сочинил музыку «Великий Ся» для распространения добродетели.

Культурное и духовное наследие Юя чрезвычайно богато. Это известные понятия об уважительном отношении к Богам, помощи людям и образовании народа. А также государственные идеалы, такие как праведность, честность, почитание традиционных моральных принципов, таких как «человек является частью природы» и «думай о нравственности, когда видишь деньги и материальные выгоды» и «будь бескорыстен и думай о других». Все эти идеи дали мощный импульс развитию китайской культуры.

Наша традиционная китайская культура всегда основывалась на вере и морали, и принципы уважения к богам, и любовь к людям ценились всегда. Однако сегодняшний коммунистический режим разрушает традиционную культуру и нравственные принципы и «промывает мозги» своей дьявольской «партийной культурой». Он отрицает гармоничные отношения между людьми и Небесами, Землёй и природой.


3 истории из жизни китайского императора. Своим поведением он подал пример правителям всех времён

Император Вэнь Чжоу ( 1152-1056 гг. до н. э.), личное имя Цзи Чан, родился в месте, где сейчас расположен город Циншан провинции Шэньси. После смерти отца Цзи Чан занял его трон и стал добродетельным и образцовым правителем.

Создавший орудие «горящего наказания» император Чжоу из династии Шан. Изображение: Sun Ming guo.Создавший орудие «горящего наказания» император Чжоу из династии Шан. Изображение: Sun Ming guo.

Император Вэнь Чжоу ( 1152-1056 гг. до н. э.), личное имя Цзи Чан, родился в месте, где сейчас расположен город Циншан провинции Шэньси. После смерти отца Цзи Чан занял его трон и стал добродетельным и образцовым правителем.

На протяжении тысячелетий китайской истории, когда император был слабым и бесхарактерным, или когда страна переживала тяжёлые времена, народ вспоминал правление Цзи Чана. При нём в обществе царила гармония и спокойствие. Крестьяне не враждовали друг с другом за землю, а чиновники не держались за свои должности. Все соблюдали нормы приличия и были доброжелательны. Император Вэнь Чжоу подал пример для подражания будущим поколениям.

1. Отдавая землю за свой народ

Другой Император Чжоу из династии Шан (не путать с императором Вэнь Чжоу) изобрёл орудие «горящего наказания». Заключённых заставляли ходить по пустому бронзовому цилиндру, наполненному раскалёнными углями, и человек постепенно сгорал заживо. Его любимая наложница Дацзи с удовольствием наблюдала за этими пытками.

Подобное наказание возмущало государственных чиновников и многих людей. И тогда Цзи Чан предложил императору Чжоу свои земли к западу от реки Лохе в обмен на отмену наказаний и уничтожение орудий пыток. Император согласился, а Цзи Чан заслужил поддержку народа.

2. Решение споров

В записях Великого Историка — основной летописи региона Чжоу, говорилось о постоянных конфликтах между вассальными государствами Юй и Жуй. Чтобы решить свои споры, они попросили Цзи Чана выступить в роли посредника. Когда представители обоих царств Юй и Жуй достигли земель Чжоу и увидели, как скромны и вежливы местные жители, то устыдились.

«Мы всё время боремся друг с другом, но люди государства Чжоу считают борьбу позором. Мы сами себя унижаем».

Извинившись друг перед другом, мужчины мирно разошлись. Узнав об этом, к Цзи Чану стали приезжать из других государств, чтобы уладить свои споры. В то время Цзи Чан был всего лишь правителем в западных землях, но его мудрость оказывала положительное влияние на других правителей, ему подражали и видели в нём будущего императора вместо Чжоу из династии Шан.

3. Достойное погребение

Однажды Цзи Чан отдал приказ построить пруд длиной 30 ли. Во время строительных работ по созданию пруда рабочие обнаружили множество останков скелетов и костей. Начальник строительных работ доложил о находке Цзи Чану. Из уважения к погибшим Цзи Чан приказал перезахоронить останки. Начальник удивился, ведь узнать, чьи это кости уже невозможно, поэтому никто не несёт за них ответственность.

На что Цзи Чан ответил: «Я правитель этого государства, и эти останки были найдены на моей земле. Это возлагает на меня ответственность за них». Затем он приказал достойно их захоронить.

Все были тронуты почтительностью Цзи Чана.

«Благочестивый правитель Чжоу! Даже мёртвым он дарит своё уважение», — сказали рабочие и поклялись ему в верности.


Как китайские императоры достигали максимального влияния на сердца и умы поколений?

Не политика, не завоевания, но принципы

Лидеры всех типов — президенты, руководители, менеджеры, родители — все борются за влияние и пытаются сохранить его. Террористы используют страх и отчаяние; политики — бесконечные интриги и подходы. Снисходительные родители ублажают своих избалованных детей игрушками и конфетами.

Император Канси в походе. Китай.Император Канси в походе. Китай.

Эти меры обусловлены стремлением к немедленной выгоде; они не могут быть долгосрочными, и последствия часто оказываются хуже, чем полученные краткосрочные преимущества. Что делает лидера эффективным? И как достичь максимального влияния, то есть оставить после себя наследие?

Храм Неба в Пекине, Китай.Храм Неба в Пекине, Китай.

Принципы, а не сила

В своей работе «Республика» древнегреческий философ Платон описал утопическое общество, которым руководит правитель-философ. Согласно учению этого великого афинского мыслителя, правитель должен стремиться воплощать универсальные идеалы, оставаясь незатронутым так называемыми феноменами и не поддаваясь искушению бесчисленных событий и явлений, которые пробуждают чувства и приводят к отклонению от высшего пути.

Наиболее выдающиеся и уважаемые монархи Древнего Китая правили в соответствии с конфуцианскими принципами, превосходящими расы, классы и границы и продвигающими добродетель, нравственность и сдержанность.

Около 2 500 лет назад, когда жил Конфуций, всего за несколько десятилетий до Платона и других прародителей западной мысли, бродивших по городам-государствам Греции, Китай находился в состоянии раздробленности и гражданской войны — это был Весенний и Осенний период. Конфуций стремился вернуться к гармонии начального периода династии Чжоу (1046-771 гг. до н.э.), когда добродетельный монарх правил независимыми гражданами, которые в свою очередь уважали его власть.

Деталь картины о втором «южном походе» императора Канси в 1689 году.Деталь картины о втором «южном походе» императора Канси в 1689 году.

Конфуций учил, что в то время как социальная и политическая иерархия была естественным и желательным аспектом цивилизации, все — от крестьянина до правителя — должны были следовать универсальным ценностям и важнейшим добродетелям: сыновней почтительности, доброжелательности, справедливости, правилам приличия, мудрости и вере.

Традиционные общечеловеческие ценности в противовес принуждению описаны в следующей фразе из «Правил студентов», учебника XVI века, известного поэтическим изложением конфуцианского учения: «Людей можно подчинить силой, но в своих сердцах они будут роптать; только тогда, когда следуют принципам, не будет разногласий».

Не напрямик

Авраам Линкольн говорил о власти как о проверке характера человека. Кому-то может быть дана власть, но только при использовании её для выражения внутренней силы и выдержке его действия будут эффективными, а наследие — уважаемым.

В 1662 году восьмилетний император Канси начал своё 61-летнее правление в Китае. За двадцать лет до этого его сородичи маньчжуры прорвались через Великую китайскую стену и завоевали Китай, установив династию Цин (1644-1912 гг.).

Император Канси династии Цин в возрасте 40 лет.Император Канси династии Цин в возрасте 40 лет.

Канси знал, что люди хань, которые составляли подавляющее большинство населения Китая, не были в восторге от перспективы жить под властью маньчжурских завоевателей. Вместо того чтобы отказаться от престола или подчинить себе местное население, Канси изучал труды Конфуция. Он проводил просвещённую политику, основанную на принципах, приемлемых для всех народов империи.

В то время как брак с членами императорской семьи Цин был дозволен только маньчжурам, Канси и его двор соблюдали китайские бюрократические традиции, в частности основанную на заслугах систему экзаменов, благодаря которой образованные талантливые люди могли стать государственными чиновниками.

Во время и после правления Канси маньчжуры постепенно научились уживаться с ханьцами. Обмен между двумя народами, объединёнными древними традициями образования и управления, воплощёнными в жизнь Канси и его потомками, способствовал процветанию всей китайской цивилизации.

Император Канси в доспехах.Император Канси в доспехах.

Маньчжуры не были единственными иностранцами, управлявшими Китаем. За 400 лет до Канси Монгольская империя, крупнейшая в истории, завоевала Китай, но монголы использовали более жёсткий подход.

В монгольской династии Юань (1271-1368 гг.) ханьцы считались самой низкой из пяти рас и обращались с ними жестоко. Установив кастовую систему с большинством населения на нижней ступеньке, монгольские правители вынуждены были тратить драгоценные человеческие и материальные ресурсы, чтобы удерживать китайцев на их месте. Восстания вспыхивали повсеместно, и захватчики были вынуждены отказаться от Поднебесной менее чем через столетие после того, как поработили её.

Власть, основанная на завоевании и манипуляции, слаба; хотя мощная армия или хитрый политик может подчинить людей своей воле, эти внешние проявления силы не могут компенсировать её слабость.

Наследие

За 200 лет до Рождества Христова могущественный правитель Ин Чжэн объединил Китай, установив единую династию Цинь. Ему дали имя Цинь Шихуан — первый император.

Законность — идеология Цинь — требовала полной покорности ума и тела государству и его лидеру. Повсюду сжигали книги различных философских школ и хоронили заживо их авторов.

Несмотря на силу и террор, династия Цинь Шихуана не смогла выжить без тирана, основавшего её. После того как первый император умер, страха больше не было, и страна быстро погрузилась в пучину гражданской войны. Последующая династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г.) возродила конфуцианство. Наступил золотой век китайской цивилизации.

Конфуций верил в порядок, установленный с помощью образования и морали, а не силой оружия. По его мнению, эта гармония лучше всего проявилась во времена первых царей династии Чжоу, которые после их поражения в раннем царстве Шан позаботились о том, чтобы основать свою легитимность на универсальном Законе Неба. Правитель — Сын Неба — обязан был вести себя и действовать в соответствии с более высокими стандартами. Несмотря на высокий авторитет, он всё же не имел абсолютной власти и не мог действовать по своей воле.

Вэнь Цзябао, первый монарх династии Чжоу, около 1100 г. до н.э.Вэнь Цзябао, первый монарх династии Чжоу, около 1100 г. до н.э.

Династия Чжоу существовала 800 лет и была в Китае самой длинной. Ранние цари в столице Хаоцзин управляли своими подданными на основе сотрудничества и взаимного уважения. Платон мог бы ими гордиться. Позже Хаоцзин был оккупирован захватчиками, и правители Чжоу фактически потеряли свою власть. Но они по-прежнему пользовались уважением, и региональные владыки продолжали признавать их царские титулы ещё 500 лет.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
0
124
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках:   Подписаться