Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 35


Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Праиндевропейские-арийские корни варягов-русов
Среднее время прочтения:

Источник:
Автор:
Борис Новицкий
Праиндевропейские-арийские корни варягов-русов
Фото:
Н. Рерих. Заморские гости.

Происхождение варягов не дает покоя историкам. Их вклад в установление тысячелетней Русской цивилизации не вызывает сомнения. Не обходят историки вниманием и их тесный союз с англами, вместе с которыми варяги осваивали территории Британских островов. Есть смысл, поэтому рассмотреть несколько шире природу варягов. Хотя, конечно, варяжский вопрос – тема бесконечная.

Интересно в этом плане определенное осмысление того, что варяги могли быть носителями так называемого северного индоевропейского субстрата. Гипотеза о связи летописных варягов с праиндоевропейским населением Севера России была предложена Л.П. Грот. В ней она проводила логичное обоснование существования дославянского периода в русской истории. Что, как правило, опускается исторической наукой. Но, видимо, такой период имел место на территории архаичных индоевропейцев Восточной Европы.

- Salik.biz

Варяжская проблема вылилась по сути в проблему происхождения самого имени русского народа. Зачин дает Повесть временных лет (ПВЛ): «По сему же морю седять варязи семо ко въстоку до предела Симова, по тому же седять к западу до земле Агнянски и до Волошьски. Афетово бо и то колено: варязи, свей, урмане (готе), русь, агняне».

И если А.Г. Кузьмин выводит этимологию имени варягов из корня вар- – вода на санскрите, то норманнисты умудрились перевести слово варяг как «скандинав на Руси» от корня var (верность, обет, клятва). Немец Байер вообще связал его с германо-скандинавским «варг» – волк, переосмыслив его как «разбойник». В качестве параллелей в данном случае у него выступали и литовский «варас», и русское «вор». По мнению Ломоносова, варяги, или часть их, происходила от роксалан. И вместе с готами (по Ломоносову тоже славянами) пришли к балтийскому побережью.


В 1862 г. вышло исследование С. Гедеонова «Отрывки исследований о варяжском вопросе». И в 1876 г. вышла капитальная монография «Варяги и Русь». Русь ему представлялась коренным населением Приднепровья, а варяги — балтийскими славянами.

Концепция Кузьмина исходит из положений о варягах как исконно южнобалтийском населении и о Южной Балтии как родине варягов, а этимология имени варягов с учетом древнеиндоевропейского значения корня вар- как вода, водная стихия, свидетельствует о более древней, дославянской природе варягов. Сохранившиеся архаичные гидронимы наводят на мысль о древних корнях слова «варяг».

В этом плане интересно древнее название Восточной Прусии – Вармия. Или река Вар на границе Италии и Галлии, которые он приводит. Упоминает Кузьмин и реки Вар в Прикарпатье, и Варту в Польше. Связь этнонимов и топонимов факт известный. И это есть свидетельство распространения варинов в Европе.

Что известно о варинах? Так, часть варинов вместе с бургундами осела на территории современной Франции. В Бургундии остался и топоним «Villa Varangus». И наконец, варины вместе с англами, саксами, фризами, ругами и ютами с IV-V вв. приняли участие в завоевании Британских островов.

Рекламное видео:


Английский историк Т. Шор в своей работе «Происхождение англосаксонского народа» уделил варинам (так он называл варягов) немало внимания. Его интересовала, прежде всего, история англов, при этом он также рассмотрел и все народы, сыгравшие свою роль в завоевании Британии. Шор отмечал, что англы (the Angles), начиная с Тацита, всегда упоминались вместе с другим народом – варинами (the Varini): «Англы (Angli) объединились с варинами (Varini) не только как соседи на восточном берегу Шлезвига, но и на правовых основаниях под их более поздними именами англов и варинов».

В другом месте Т. Шор называет варинов несколько в иной вариации: «Птолемей упоминал о народе по имени фарадины (Pharadini). Это название напоминает варинов или варингов (Warings), союзников англов, которые жили рядом с саксами».

Тесный союз англов и варингов длился в течение долгого времени. Во время правления Карла Великого существовал общий кодекс законов, утвержденных королем, названный «Leges Anglorum et Werinorum» — «Законы англов и варингов». Страна Энгл (Angle) в Северной Европе соприкасалась на западе со страной фризов, на юге с саксами и на востоке с венедскими племенами Балтийского побережья. Их эмиграция в Англию была так значительна, а область, которую они там заняли, была намного больше по протяженности той, которую они занимали на Континенте.

Если перейти на древнерусскую форму имени варягов – варязи, врязи, то, как предлагает Ю. Петухов, можно увидеть, что этимологически это есть упоминаемые Шором фризы на западе от англов (чередование в-ф). Так еще Герман Голлман в «Рустрингии» в 1819 году отмечал удивительное сходство древнерусского языка с древнефризским.

Нам важно, что варинги, чье имя ранние авторы соединяли с англами, были жителями юго-западного побережья Балтики. Все упоминания этого народа свидетельствуют об их связи с англами, и эти отношения были близкими. Прокопий упоминает варингов, говоря о свадьбе сестры одного из королей Восточной Англии с одним из их князей.

Т. Шор также отмечал, что Прокопий рассказывал о варинах, которые обитали на берегах Северного океана, а не только на Рейне. Что может указывать на более древнюю миграцию этого народа.

Варинги были одним из древних торговых народов Балтики, и торговали с Византией. «Поднимаясь по рекам Славонии на небольших парусных суденышках, — писал Шор, — перенося их по берегу от одной реки до другой. Последнее упоминание о них относится к 1030 году. Древним русам они были известны как варяги, их страна – как Варягия (Waringia), а море, ее омывающее — как Варяжское море».

В Византии варинги назвали себя варягами. Именно представители этого племени в XI и XII столетиях были наняты для несения военной службы у византийских императоров и были известны в Константинополе как варяжская гвардия. Среди них находились также англичане – что указывает на их давние длительные связи.

Остров Рюген, при жизни епископа Отто, назывался Вариния, а его население — варины. Последние отличалось стойким язычеством. Видимо, поздние варяги, состояли в возможной связи с этим островом. А значит, и со славянским язычеством.

«Варяги, союзники англов, определенно, имели отношение к древней торговле на Балтике и к сухопутной торговле между доминионами греческих императоров и балтийскими портами, – писал Шор. – Нестор, киевский монах, в XI столетии упоминал Новгород как варяжский город, и отсюда можно сделать вывод, что в это время Русь была заселена варягами». Естественно, это были варяги-русы с южного берега Балтики, которые к скандинавам не имели отношения.

Серьезные исследователи склоняются к концепции более архаичной природы варягов, не связанной с поздним славянским заселением Восточной Европы. Так, А. Кузьмин пришел к выводу о том, что варины/варяги – в прямом переводе «народы моря» или «поморяне» – относились к дославянскому и догерманскому населению Южной Балтики. В определенный период они ославянились вместе со многими другими народами данного региона, а затем были поглощены немецкой Ливонией. Таким образом, согласно Кузьмину, этноним варины/варяги объясняется как «поморяне». Но будучи «географическим обозначением… непосредственно этническую природу этих племен не раскрывает. Варяги русских источников – это, в узком смысле славянизированные варины, а в более широком – племена южного берега Балтики, считал он..


Но шведская историк Л. Грот с этой концепцией о южнобалтийском Поморье как исконной родине варягов не согласна. Она, ссылаясь на свои исследования о варягах Русского Севера и Северного Поволжья полагает, что варяги – европейский народ («Афетово бо и то колено»), и они занимают в Европе две области: все южнобалтийское побережье с востока на запад до земель англов (до Южной Ютландии), и от Балтийского моря до границы Европы и Азии (до Поволжья и Предуралья).


Официальная наука заселила дискуссионные территории севера Руси финнами. Ложная концепция дославянского засилья финно-угров в Восточной Европе многими исследователи была подвергнута убедительной критике. Об этом в моей статье «Были ли финны автохтонами на Руси» (ссылка: ). Представленная в ней картина «отсекает» от русской истории всю Восточную Европу, начиная с древности и вплоть до второй половины I тыс. н.э., до расселения в этих пределах восточноевропейских славян. Поэтому и варягам, как они трактуются в современной науке, в этой истории нет места до конца I тыс. н.э.

С опорой на реальное освещение Повестью временных лет картины расселения варягов одновременно как на юге Балтики, так и в Восточной Европе, возникают вопросы. Как и когда варяги расселились на этих довольно обширных территориях? И как шло расселение, т.е. какая территория была для них исконнее? Отвечая на них, Л. Грот отталкивается от информации об этноопределяющем корне ВАР- как древнейшем индоевропейском обозначении для водной стихии. При этом отмечается, что ВАР- как основа в значении «вода», «море» сохранилась не во всех индоевропейских языках, а только у более архаичных представителей этой языковой семьи: от санскрита и тохарского до иллирийских и кельтских языков. При этом в областях распространения этих языков остались реликтовые гидронимы и связанные с ними этнонимы. Сохранился корень вар- и в древнем слое русского языка, образовав также этноним «варяги» и гидроним Варяжское море.

Далее Л. Грот приходит к логичносу выводу, что часть носителей русского языка в какой-то древний период, оставаясь в сфере индоевропейских языков, не входили в состав славянской группы языков. Они имели контакт с носителями более древних индоевропейских языков, с языками ариев до их расселения с восточноевропейской прародины.

Имя этих пращуров современной науке не известно. ПВЛ называет их варягами. «Другим убедительным образом объяснить наличие в древнерусской традиции гидронима Варяжское море и этнонима «варяги» невозможно, — отметила Л. Грот, — поскольку оно никак не может быть объяснено посредничеством носителей финно-угорских языков, сохранивших вар- до прихода славян, благодаря чему оно вошло в русский язык». Показательно в этом плане, например, то, что у саамов Севера, название Варангер-фьорда на севере Норвегии существует в форме Варьяг-вуода. И это явное заимствование из русского, а не наоборот.

В этом плане говорить о том, что древнерусский и славянский языки – синонимы не корректно. Хотя в науке – это аксиома. Впрочем, не так уж абсурдно и утверждение о том, что русский язык имел в истории своего развития дославянский период.

У Константина Багрянородного приводятся два ряда наименований для днепровских порогов — «славянские» и «русские», из чего явствует, что еще в середине X в. русский язык и славянский язык не были идентичны. А. Кузьмин писал о южнобалтийских дославянских племенах, явившихся субстратом для славян, которые очень долго сохраняли свои языковые особенности: «В XVI в. известный географ Меркатор записал, что язык рутенов с острова Рюген был «славенский, да виндальский», т.е. они какое-то время были двуязычными». Данный пример прекрасно иллюстрирует наличие дославянского индоевропейского (арийского) субстрата на южнобалтийском побережье, на который накладывались при расселении там славян славянские же языки.

Вот и крупнейший российский исследователь берестяных грамот А.А. Зализняк отмечал некоторые особенности древне-новгородского диалекта. Он полагал, что истоки архаики новгородско-псковского диалекта должны отыскиваться на праславянском уровне. Однако считал существенной трудностью то, что праиндоевропейский архаизм сохранялся только лишь в одной узкой ветви славянских языков, хотя и восходил к праиндоевропейскому, следы которого сохранились в хеттском, тохарском языках.

Отметим также, что Б. А. Серебренников высказывал предположение о том, что и в районе Волго-Клязьминского междуречья до появления в этих местах славян наличествовал какой-то реликтовый индоевропейский язык.

И еще несколько строк о некоторой странности в поведении варягов. Исследователи обращают внимание на кардинальную разницу в поведении норманнов в Западной Европе и варягов в Восточной Европе. В середине IX века норманны, живя грабежами и насилием, наводили ужас на Западную Европу. Они не играли там созидательной роли, только разрушительную! Почему? Почему норманны, они же варяги, везде в Западной Европе пираты, разбойники, а на Руси «вооруженные купцы»? И в Восточной Европе варяги-русы мирно включились в дело создания Русского государства. Такое коренное различие в поведении в немалой степени указывает на реальную природу варягов-русов.

Вот как это описывает Ю. Петухов: «794 год – Русы разрушают монастырь-крепость в Ярове (Джарроу) на северо-восточном побережье Англии, уничтожают гарнизон «монашеского ордена». Безусловно, это не «случайные грабительские набеги», а планомерное уничтожение крепостей врага на своих землях. Доверять плаксивым «хроникам английских монахов» нельзя, потому что, во-первых, они не были английскими, а были римскими-романскими, одним из щупальцев Рима, во-вторых, надо помнить, с какой целью эти «монашествующие» воины католической церкви пришли туда, куда их не звали. Русы-норманны били их так же, как позже на Неве и Чудском озере бил посланцев «папы» Александр Невский. Цель русов на протяжении веков была одна: остановить «германо-романскую» экспансию, дать отпор «дранг нах норден унд остен». Если бы целью русов-норманнов был грабеж, то они грабили бы незащищенные села, торжища, а не каменные крепости с вооруженными до зубов «монахами», высасывающими все соки из местного населения».

Русские летописи говорят нам вполне определенно, что «Русь, Словени и Чудь реша… и послаша за море к Варягом, к Руси; сице бо звахоу Варягы с Русью, яко и сеи дроузеи зовутся Свей, Оурмане, Англяне, инии Готе…»

Так что русы призвали своих, тех, кого знали и кому верили. Русы призвали русов. И «язык един бе у Руси и Словен…». Именно поэтому русы-варяги вели себя среди русов-славян мирно, совершенно иначе, чем на землях Франции и Англии, где они проходили огнем и мечом, не щадя заселившие эти земли иные, не русские народы. И это факт засвидетельствован.

Подчеркнем также, что территории занимаемые варягами\варинами\варингами в письменные времена – это в прошлом ареал распространения культуры шнуровой керамики (позже лужицкой культуры), а также восточнее – фатьяновской культуры. Возможно, совпадение ареалов вовсе не случайно. Если учесть, что ДНК-генеалогия определяет эти культуры как области обитания рода (гаплогруппы) R1a-z280. А также то, что за тысячи лет носители этой гаплогруппы там же практически не изменились. Но это тема уже другого разговора.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+48
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+1
96
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках:   Подписаться