Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 32
18 +

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Конунг Ингвар: путешествие викингов на Кавказ: правда или миф?
Среднее время прочтения:

Автор:
Михаил Ромашко
Конунг Ингвар: путешествие викингов на Кавказ: правда или миф?

Викинги освоили воды Балтийского и Северного морей, основали поселения в Исландии и Гренландии и стремились через Атлантический океан к Америке. Но был ещё путь на восток, аустрвег, и лежал он по рекам Восточной Европы, к богатым южным городам — византийским, персидским, египетским. Конунг Ингвар, герой скандинавской саги, прошёл этим путём не то до Каспийского, не то до Красного моря…

Саги о стародавних временах известны в Скандинавии с XII века, хотя повествуют они о событиях далёкого прошлого, от которого сохранились разве что знаменитые рунические камни. Одни саги рассказывают о подвигах реальных и легендарных скандинавских правителей, другие посвящены странствиям викингов, третьи тяготеют к средневековой приключенческой литературе.

- Salik.biz


Преданья старины глубокой

Впрочем, даже в сагах, основанных на известном историкам материале, вполне хватает сказочных событий — там действуют великаны, колдуны, драконы и прочие мифические существа. Да и герои в своих путешествиях попадают не только в хорошо знакомые им страны, но и в земли совершенно неизведанные или не существующие вообще.

Правда, если в «западных» сагах безымянным авторам все же приходилось придерживаться канвы исторических событий и давать соответствующие действительности описания хорошо известных мест, то в сагах о приключениях героев в восточных землях их фантазию ничто уже не сдерживало. География и история земель к востоку от Свитьод, то есть Швеции, была известна очень плохо. И современным исследователям приходится ломать голову, о каких реках или горах, народах или правителях идёт речь в средневековом тексте. Вот и в «Саге об Ингваре Путешественнике» отделить правду от вымысла, отличить реальных исторических персонажей от мифологических очень и очень трудно.


Герой XI века


Главный герой «Саги об Ингваре Путешественнике» жил в XI столетии. И он, и его отец Эймунд были отлично известны в тогдашней Гарда-рике, или, как мы называем это средневековое государство, — Киевской Руси. Ведь именно в это время Киевская Русь была крепко привязана династическими узами к варяжской Швеции. Новгородский князь Ярослав Владимирович, позже прозванный Мудрым, был женат на Ин-гигерде, дочери шведского конунга Олафа. Именно за море, в Швецию, бежал Ярослав, чтобы привести с собой отборную варяжскую дружину. И именно в Новгороде на службу к тамошнему князю нанимается молоденький варяг Эймунд. Тот Эймунд, который принимал активное участие в междоусобной войне Ярослава и Святополка за Киевский стол.

Многие историки считают, что герой «Пряди об Эймунде» и отец Ингвара Путешественника — одно лицо. Тем более, что существуют и документальные подтверждения, что путешественник Ингвар — вовсе не мифологический персонаж. В Швеции сохранилось несколько рунических камней, где упоминается Ингвар, сын шведского короля Эймунда Старого и внук Олафа Шетконунга. На одном из них выбита такая надпись: «Тола воздвигла этот камень в память о своём сыне Харальде, брате Ингвара. Они храбро отправились за золотом и на востоке пошли на корм орлам. Они умерли на юге, в Серкланде». Погибших в путешествии вместе с Ингваром и не вернувшихся из похода было много.

Швеция в XI веке была совсем небогатой страной.

Зато о восточных богатствах ходили легенды. В поисках легендарной страны Биармии викинги дошли до Урала, в поисках золота и серебра — до Каспия. Но на восток Ингвара погнала не только жажда наживы. И не только желание прославиться, хотя оно было в крови у каждого викинга той эпохи. В путь его погнала обида на конунга Олафа, который не дал ему королевский титул, хотя тот честно исполнял все его поручения, даже разбил языч-ников-земгалов и заставил их платить дань. Одна мысль владела этим молодым и амбициозным человеком — отстоять поруганную честь. Завоевать себе королевство, стать конунгом. Ингвар собрал флотилию из 30 кораблей и отправился в Гардарику, ко двору Ярослава, где викинги прожили три года, изучая языки, необходимые в путешествии, и собирая сведения об окрестных землях и народах.


В полуденные страны

Историки относят поход хевдинга Ингвара к 1035-1042 годам. Из Гардарики на юго-восток, говорится в саге, текут три великих реки, по одной из которых и отправились в поход шведские мореходы. Правда, что это за река, историки точно не знают. Одни считают, что это Западная Двина, другие — что Днепр, третьи — Волга. В зависимости от того, какой именно рекой признаётся река из «Саги об Ингваре», радикально меняется и маршрут путешествия.

Если это Западная Двина, то воины Ингвара путешествуют по Южной Прибалтике, если это Днепр — спускаются до Константинополя и дальше — вплоть до Красного моря. Если же это Волга, то они держат путь в Персию. Увы, из текста саги сделать однозначного вывода нельзя, сказочные детали совершенно заслоняют географические и этнографические реалии.

Сначала спутники Ингвара сталкиваются с великаном, затем они видят змей и страшного дракона, охраняющих золото. Потом странники оказываются в государстве царицы Силькисив, которая владеет множеством языков и живёт в крепости из белого камня. Перезимовав у гостеприимной властительницы, весной они сплавляются по реке до водопада, и затем, перетащив корабли через скалы, сталкиваются с многочисленными кораблями царя Юльва из города Гелиополя. Если царство Силькисив и саму Силькисив достоверно атрибутировать пока что никому не удалось, то в Юльве некоторые историки видят императора Византии, а в Гелиополе — Константинополь. Другие же считают, что викинги попали в Грузию, а оттуда — в земли Аббасидов. Тогда Юльв — обитатель Кавказских гор. Есть и хитроумные версии. Якобы викинги прошли по Днепру до Чёрного моря, обогнули Крым, дошли до Тмутаракани (Скитополя), потом до Кавказа, из Риони попали в Куру, из Куры в Араке, спустились в Каспийское море и зачем-то достигли залива Кара-Богаз-Гол. А на обратном пути в районе Кутаиси они «пошли на корм орлам».

Викингов всё время подстерегали многочисленные опасности. Судя по обилию рунических камней без захоронений, тела участников восточного похода хевдинга Ингвара остались по всему пути следования его флотилии.

Домой вернулись немногие. Сам Ингвар скончался по пути к царству Силькисив. Перед смертью он просил спутников похоронить его в церкви в Швеции и разделить имущество на три части: треть отдать священникам, треть — беднякам, треть — отцу и сыну. Последний пункт завещания был исполнен в точности, первый — нет. Тело хевдинга до Швеции не добралось. Силькисив погребла его в Скитополе. Герои должны умирать молодыми. Ингвару было 25 лет.


По стопам отца

В конце пути от большой флотилии осталось всего 12 кораблей, треть из них вернулась в Гардарику, один в Миклагард (ещё одно название столицы Византии), а остальные пропали. Летом 1043 года корабль соратника Ингвара Кетиля добрался до Швеции, на нём привезли на родину золото Ингвара, которое честно поделили между церковью, нищими и семьёй. На своё наследство юноша Свейн приобрёл корабли, и, Как сообщает сага, организовал новый поход в восточные земли, то есть продолжил дело отца. Во время странствий он встретился с прекрасной царицей Скитополя, а поскольку был умён и хорош собой, то ей понравился. Как и она ему. И поход закончился весёлой свадьбой и обращением жителей Скитопольского царства в христианство. Надо сказать, в этом Свейн преуспел. За три года появилось множество церквей, а самый большой собор возвели над погребением Ингвара, которого в Скитополе почитали как святого. Тело перезахоронили в мраморном саркофаге, а над саркофагом поставили богато украшенный крест. Так шведы и царица Силькисив исполнили и первый пункт неписанного завещания Ингвара — теперь он лежал в церкви, хоть и не в самой Швеции, но, как считают некоторые учёные, в легендарной стране Великая Свитьод со столицей Скитополь, откуда некогда их народ переселился на далёкий север. О судьбе же Свейна известно лишь то, что он однажды посетил Швецию, недолго там пробыл и, очевидно, вернулся к своей царице.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+49
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+3
132
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу страничку в Twetter:   Подписаться