Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 42
18 +

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Мастер и Маргарита. Анализ
Среднее время прочтения:

Мастер и Маргарита. Анализ

На сегодняшний день разными авторами и исследователями написано множество различных анализов и трактовок этого известнейшего произведения Булгакова. Однако, на мой взгляд, самого главного сказано так и не было. Моё видение данного произведения таково.

Начнём с момента появления Воланда с его свитой. Место появления – на Патриарших прудах – вовсе не случайно. Многие водоёмы с древности считались либо священными, либо проклятыми, и более того, некоторые озёра по преданию ряда народов являются вратами в другие миры. Выходит, что именно эти пруды являются местом, откуда дьявол пришёл в Москву из своего инфернального, пекельного мира.

- Salik.biz

И совсем не случайно первым делом Воланд возник именно перед Бездомным с Берлиозом, а не перед кем-то другим. Для того, чтобы лучше понять мотивы и стратегию, а также тактику его действий, предлагаю вам, дорогие читатели, изучить труды средневековых демонологов. Здесь же кратко напишу лишь самое главное.

«Сатана обладает большим мужеством, невероятной хитростью, сверхчеловеческой мудростью, острейшей проницательностью, совершенной рассудительностью, несравнимым мастерством в плетении самых хитрых интриг и злобной, беспредельной ненавистью ко всему человеческому, [ненавистью] безжалостной и непреходящей.»В 1563 г. известный европейский демонолог, врач-скептик Вейер писал:

Француз, судья по делам ведьм Боден писал о демонах следующее (1580 г.):

«Дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всём. Ни один богослов не может истолковать Священное Писание лучше их, ни один адвокат не знает законов и установлений, ни один врач или философ лучше них не разбирается в строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц и рыб, деревьев и трав, земли и небес.»

Всё, что делал Воланд со свитой в Москве, происходило в соответствии со строгим планом, в котором нет никаких случайностей и каждое событие было просчитано на много ходов вперёд.

Важно понимать, что главный мотив, который движет Сатаной, дьяволом – это ненависть, ненависть и лютая злоба к людям и ко всему человеческому, которую он, конечно, всячески скрывает, и вся деятельность дьявола от начала до конца заключена в причинении зла, бесконечном унижении и издевательстве, глумлении над людьми. Ну и конечно, очень важной частью любого демонического культа являются жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения.


Оно и состоялось на Патриарших – Берлиоз был принесён в жертву Сатане, и совершенно никакой случайности здесь не было. Мы ясно видим, что Воланд прекрасно знает, что вскоре произойдёт, но он и не пытается как-то предотвратить это ужасное событие. Для него-то оно вовсе и не ужасное, а совсем наоборот, подтверждение этому мы и увидим позже на балу. Всё было сделано и рассчитано именно так, чтобы Берлиоз попал под трамвай, причём именно таким образом, чтобы ему отрезало голову.

Это очень важно, чтобы не просто убило, а именно отрезало голову – в старину люди знали, что с отрезанием головы из шеи человека бурным потоком выходит жизненная сила, которую и поглощает демон. Именно поэтому отрубание головы было сделано основным видом казни с наступлением тёмных веков. В дальнейшем, это тоже будет играть очень большую роль – голова Берлиоза послужит кубком для испития крови жертвы следующего человеческого жертвоприношения — барона Майгеля на балу ста королей.

Но не будем торопить события. После убийства Берлиоза Воланду и его свите не составляет особого труда закружить голову и обмануть Бездомного, который, как Воланд прекрасно знает и как он сам ему об этом сказал (ведь он умеет видеть будущее), вскоре попадёт в сумасшедший дом. И это тоже происходит не просто так, Воланду нужно, чтобы Бездомный попал в сумасшедший дом, более того, именно в тот же самый сумасшедший дом, где сидит Мастер. Хочу особо отметить – да, дорогой читатель, Воланд, как представитель демонической власти и архидьявол, умеет видеть будущее, это неотъемлемая черта Сатаны, потому он изначально знал о всех грядущих событиях, которые сам же и подготавливал, изначально знал он и о Мастере, и о Маргарите, и о всех прочих участниках этого большого действия.

Или лучше сказать, игры – ведь для дьявола всё, что он делает, является игрой, дьявольской игрой над человеческими жизнями, игрой над судьбами, миллионами судеб, притом игрой жестокой и безжалостной, игрой циничной, издевательской и унизительной для всех её участников.

Идем далее. Воланду и его свите не просто нужно было жертвоприношение в лице Берлиоза. Им нужно было заселиться именно в ту самую квартиру, где жил погибший председатель литераторов с Лиходеевым. Вероятно, это связано с тем, что квартира эта располагалась в особом месте, возможно, на пересечении неких оккультных энергетических потоков. Далее мы видели, что эта квартира по сути превратилась в портал, который вёл прямо в огромный зал, где проходил сатанинский бал. Потому вовсе неспроста Воланд нацелился на заселение именно в эту квартиру, а не какую-то другую.Но игрой вовсе не бессмысленной, а имеющей вполне конкретные цели и задачи. По ходу сюжета мы ясно видим, что Воланд, да и вся его свита, получает несомненное удовольствие от всего происходящего. Оно и понятно — зло всегда радуется, когда творится зло. Это как заранее расписанная по ролям и событиям пьеса, но всё же, это пьеса не ради самой пьесы, а ради вполне конкретных и желаемых результатов.

Кстати, любопытный читатель должен спросить — ведь контракт был подписан на 7 выступлений, а проведено в театре было только одно, больше Воланд представлений не давал. Где же остальные? На самом деле, другие представления были — дьявол всегда отрабатывает контракт целиком, но лишь удобным ему самому способом. Дальнейшие представления — это поющие против своей воли сотрудники зрелищной комиссии, точно также как и частичное исчезновение их председателя Прохора Петровича, пожар в Грибоедове и разгром магазина Торгсина, и, пожалуй, сам сатанинский бал — вот они, последующие «представления». Возможно, туда же входит и перестрелка Бегемота в квартире с органами НКВД, а может, и воровство головы Берлиоза из гроба – чем не театральное представление?

Особо стоит отметить, что это никакие не наказания в чём-то провинившихся людей, это именно издевательства и глумления дьявольского существа в истинно демоническом ключе.Показательна также его истинная демоническая сущность в общении с Лиходеевым. Сначала он был с ним весьма вежлив, любезен и обходителен. Вероятно, ему нужно было, чтобы Лиходеев позвонил Римскому и подтвердил вечерний сеанс в варьете. После этого он стал не нужен, и был быстренько отправлен в Ялту. Почему именно в Ялту, а не в какой-нибудь другой город, сказать трудно. Но нет сомнений, что руководствовались демоны, выбрав именно Ялту в качестве места ссылки, какими-то вполне конкретными соображениями.

Вся сатанинская сущность Воланда ярко предстала на вечернем сеансе в Варьете. Отрывание головы у конферансье, осыпание зрителей денежными бумажками, позже превратившимися в разнообразный мусор, разоблачение интрижки Семплеярова, и наконец, трюк с исчезающей одеждой, всё это чисто демоническое, инфернальной природы. Дело здесь вовсе не в жадности и алчности людей, которые якобы были за неё наказаны. Дело именно в том, что Сатане доставляет огромное удовольствие издеваться и глумиться над людьми. Например, оставлять их без одежды голыми посреди улицы. Из средневековых трактатов известно, что демоны, в первую очередь, мастера иллюзий, мороков, что мы и наблюдаем здесь во всём разгуле.

Вернёмся к истинным целям Сатаны. По ходу повествования нам становится известно, что ежегодно Воланд устраивает в выбранном им городе бал ста королей. Особо стоит отметить, что бал происходит в ночь со страстной пятницы на Великую Субботу — по канону это время телесной смерти Христа на кресте и его погребения. Почему бал Сатаны называется балом ста королей? Потому что на нём присутствуют души умерших королей и королев, царей, императоров. Но позвольте, должен спросить читатель – что же души королей и царей, по идее, наиболее выдающихся представителей людей, знати, аристократии — делают на балу у ДЬЯВОЛА?

Ответ выходит неутешительным – все они, и мы слышим это в комментариях Коровьева, при жизни совершали ужасные поступки, предательства, убийства, измены, за что после смерти попали в ад. Более того – невольно напрашивается вывод, будто нам явно намекают, что все эти цари и короли получили власть не иначе как от самого Дьявола – продав ему душу! Если вспомнить историю Европы за последние века, с её чудовищными братоубийственными войнами, крестовыми походами, инквизицией, сжигавшей невинных людей тысячами, голодом, эпидемиями чумы, то тогда вроде бы всё встаёт на свои места. Ибо все события подобного рода с древности приписывали именно деятельности злых и враждебных людям демонических инфернальных сил. Много про это сказано в европейском искусстве, например в теме триумфа смерти в средние века.

Более того, мы видим, что на сатанинском балу играет оркестр из самых выдающихся музыкантов в истории, возглавляемый самим Иоганном Штраусом, королём вальсов! Выходит, что все эти музыканты получили славу и известность именно потому, что продали свои души дьяволу, и именно от него получили взамен свой талант и знаменитость? За службу Сатане? Выходит, что так. Ведь праведников на бал Сатаны никто не пустил бы, все, кто был там, были его слугами, или лучше сказать, рабами.

И именно одним из таких важных пополнений Силы, выкачиваемой у людей, и являются эти дьявольские балы. Естественно, откачивается сила не у продавших душу Сатане много лет назад и давно умерших людей, она откачивается у людей живых. Именно для этого, для того, чтобы сложная оккультная схема пополнения его Силой работала, подобно сложной электрической схеме, Воланду была нужна, во-первых, королева бала – живая женщина, обязательно королевской крови. И именно под именем Маргариты. Роль которой, видимо, сводилась к чему-то вроде роли усилителя в электрической схеме. Во-вторых, нужна была жертва, даже две жертвы – Берлиоз с отрезанной головой и застреленный барон Майгель.Но всё же, зачем Сатане нужно проводить бал со всеми этими гражданами и гражданками, неужели чтобы просто повеселиться и развеять скуку? Разумеется, нет. Чтобы попытаться понять настоящий смысл происходящего, придётся вновь обратиться к демонологии, а также оккультизму и эзотерике. Дьявол, естественно, обожает издеваться и глумиться над людьми, но всё же, главное для него – это сами души, власть над которыми он хочет заполучить. Даже не сами души, а то, что в них содержится – это энергия, жизненная сила. Именно поглощая её, от неё дьявол имеет свою силу и могущество. Чем больше силы поглощается, тем дьявол сильнее. Но сила и регулярно тратится, потому Дьяволу периодически нужно пополнять её запасы.


Голова Берлиоза, между прочим, главы крупного объединения литераторов, принесённого в жертву через отрезание этой самой головы, наполняется кровью другой жертвы – барона Майгеля, бывшего представителя аристократии. Что весьма символично, учитывая проводившиеся как раз в то время массовые репрессии и расстрелы именно представителей интеллектуальной части социума и бывшей аристократии. Барон Майгель, кстати сказать, приехал подслушивать и подсматривать, как выразился Воланд, не по своей воле, а по приказу своего начальника. Ослушаться которого он никак не мог.

Так что, Воланд лукавит и лжёт, когда в самом начале сообщает о том, что прибыл в Москву, якобы чтобы посмотреть на москвичей, изменились, мол, они или нет. Вовсе не нужно ему было смотреть на москвичей, он прибыл совсем за другим – за энергией, за жизненной силой людей, которую он в итоге и поглотил и стал сильнее. И тем более он лгал Берлиозу, когда говорил, что прибыл в Москву, чтобы разбирать записи средневекового чернокнижника Герберта Аврилакского. Никакие записи в действтиельности также были ему не нужны.

Мы видим, как он преображается после принятия чаши с кровью. Ещё бы, поглотить столько жизненной силы за раз. Но он заставляет пить из кубка и Маргариту, без этого сложная оккультная схема не будет работать.

Ему было нужно, чтобы Мастер в итоге попал в сумасшедший дом, и ему также было нужно обязательно разлучить их с Маргаритой – ведь, если бы у них всё было хорошо и они были бы вместе, были бы счастливы, Маргарита ни за что не согласилась бы быть королевой у него на балу! Гордая женщина, да ещё и счастливая, послала бы Сатану куда подальше. А ему без неё было никак не обойтись. Воланд задолго до прибытия в Москву знал, что здесь есть только одна женщина, которая ему подойдёт. И приготовления для того, чтобы она согласилась на дьявольский контракт, начались задолго до описываемых в романе событий. То есть, её нужно было склонить к этому, сломить, сначала дать ей счастье, а потом отобрать, чтобы она в попытках вернуть это счастье согласилась на всё. В том числе, и на контракт с самим Сатаной и на службу ему. Она пошла туда и терпела все издевательства и унижения исключительно и только из желания в результате увидеться с Мастером.

С Маргаритой тоже можно разбираться очень и очень долго. Очевидно, их встреча с Мастером также была подстроена задолго до событий, описываемых в книге, либо самим Воландом, либо кем-то из его слуг. Как сообщалось выше, дьявол всегда строит всю свою игру от начала до конца, до малейших деталей, и долго и тщательно подбирает и готовит нужные ему декорации. А уж терпения ему точно не занимать. Ему было нужно, чтобы Мастер написал свой роман, именно Сатане. Ему было нужно, чтобы они встретились с Маргаритой, и оба страдали, от ударов судьбы и несправедливости – которые он же на них и насылал!

Вспомните, уважаемые читатели, что говорил известный демонолог врач Вейер (и многие другие известные демонологи того периода):

Сатана обладает… невероятной хитростью, сверхчеловеческой мудростью, острейшей проницательностью, совершенной рассудительностью, несравнимым мастерством в плетении самых хитрых интриг… Да к тому же ещё и умеет читать мысли людей, и заглядывать в будущее, и многое, многое другое.

Конечно же, прямо об этом нам не говорят, но иначе тут и не может быть. Это и есть дьявольская, демоническая, инфернальная логика – сначала ввергнуть людей в мучения и страдания, подстроив нужным образом обстоятельства и течение событий, склонив мучеников к служению себе, а потом наградить их за это служение. Причём, наградить весьма специфически – организовав встречу, после разлуки, которую сам дьявол же и устроил! Уж не говоя о тех издевательствах и пытках, которым подвергалась на балу Маргарита – служение дьяволу само по себе есть пытка и терпение бесконечных издевательств, глумлений и унижений.Точно также изначально демонами были подстроены и все предшествующие события, связанные с квартирой номер 50 на Садовой 302 бис, о чём нам вкратце в начале книги (в ресторане) повествует Лиходеев.

Теперь обратимся к Мастеру. Воланду было нужно, очень нужно, чтобы Мастер написал этот самый роман, о Понтии Пилате. Так что, все его удивления («О ком, о ком роман? О чём? Это потрясающе») на самом деле наигранны и фальшивы. Всё он прекрасно знал. И вопросы Мастеру задаёт для вида, ну это же Сатана, дорогой читатель, он видит человека насквозь и умеет читать мысли, может видеть прошлое и будущее, ему не нужно спрашивать словами. Он и так уже в курсе. И когда Воланд говорит про Мастера – да, его хорошо отделали, он в действительности говорит это с наслаждением и удовлетворением. Он доволен, ведь для дьявола главное удовольствие – это издевательства и унижения над людьми.И если ты выносишь все издевательства и терпишь, то тебе потом дают награду. Точнее, «награду». Кстати, особо хочется отметить инициацию Маргариты на реке, куда она прилетела, обмазавшись волшебным кремом. Инициация заключалась в том, что Маргарита, как мы помним, выпила огненное зелье, которое приобщило её к миру демонов, по сути заразило её саму демонизмом – мы видим, как засверкали красным её глаза. Иначе никак – демоны пускают в свой круг только себе подобных. Для этого и нужны демонические инициации.

Также хочется отметить судьбу Наташи, горничной Маргариты. Тоже обмазавшись волшебным кремом и попав на бал, она получает предложение от господина Жака и просит оставить её ведьмой. Бедная девочка, какая же она наивная. Кто такой господин Жак, подаривший ей золотые монеты – мерзавец, негодяй и подлец, убийца и висельник. Она что, в самом деле подумала, что будет с ним счастлива? Тем более, что стать ведьмой в данном случае означает, стать рабыней Сатаны, продав ему душу. Глупая, глупая Наташа. Даже не хочется говорить, какая судьба ждёт её в будущем, после окончания романа. Маргарита, видимо, была полностью поглощена своими заботами, почему и разрешила ей остаться ведьмой. А может быть, она просто была под влиянием демонов. Иначе, она бы ни за что не разрешила Наташе стать ведьмой, инфернальным существом, рабыней Дьявола.

Сатана люто ненавидит людей и весь род человеческий, особенно самых талантливых его представителей. И когда человек унижен и доведён до сумасшествия, до крайности, для дьявола нет картины краше и приятнее.

Сразу спрошу читателей – нужно ли Дьяволу, чтобы кто-то где-то писал правду? Ведь Сатана, отец лжи и мастер обмана? Конечно же, ему не нужна правда, она для него опасна! Правда для дьявола, худшее, что может случиться! Воланд конечно же сохранил себе роман, написанный Мастером, вовсе не потому, что он так правдив и так достоверен. Мастер, безусловно, очень старался и прыгнул выше головы. Но в итоге, к сожалению, как это ни прискорбно, он просто послужил орудием в руках Сатаны. Написав именно то, что нужно дьяволу, вероятно, по вдохновению, устроенному дьяволом же. Который просто использовал глубокий талант и острый ум Мастера.Воланду было нужно, чтобы Мастер написал этот роман. Именно Воланду. Для этого ему нужно было создать Мастеру благоприятные условия, что и было сделано. Хотя об этом прямо не сказано, но именно он организовал Мастеру выигрыш в лотерею, да, полагаю, именно так. Чтобы Мастер мог бросить работу, снять себе уютное жилье и писать роман, ни о чём не думая, полностью отдавшись делу. И конечно, организовал их встречу с Маргаритой, чтобы любовь вдохновила Мастера на написание. Ведь Сатана, прекрасный психолог и знаток человеческих душ, он хорошо знает, как именно нужно мотивировать и вдохновлять одарённого творческого человека.

Примеров этому из романа Мастера о Понтии Пилате множество, я приведу лишь несколько. Взять личность самого прокуратора. Обратимся к известным нам историческим свидетельствам. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».По ходу произведения мы знаем, что Воланд был там, на балконе, у Понтия Пилата, и слышал, что там происходило на самом деле. Но дьявол не может быть заинтересован в распространении правды – это же Сатана, отец лжи, в его устах яд, и всё что он говорит, является ложью и обманом! Потому то, что написал в своём романе Мастер, конечно, имеет весьма далёкое отношение к происходившему на самом деле.

Эх, Мастер, Мастер, не о том ты написал. Не настоящего Пилата изобразил, а фальшивого, подложного. Внушающего людям жалость и сочувствие. Настоящий Пилат из исторических хроник внушал бы лишь отвращение и омерзение, но такой Пилат в романе Сатане совсем не нужен. Кстати, а почему роман-то, именно о нём, о Понтии Пилате? Не об Иешуа, а именно о Пилате? Дьяволу нужно было, чтобы он так назывался. Ведь Пилат, любимчик Сатаны – ещё бы, казнил самого Христа! Радость-то какая была для дьявола в тот день.И скажите, как такой человек, негодяй и мерзавец, подлец, жестокий и продажный самодур, будет переживать из-за несправедливой казни какого-то оборванца Иешуа? Да не будет ни в жизнь! Настоящий Пилат в ответ на проповеди Га Ноцри в лучшем случае посмеялся бы, а то и поглумился и поиздевался. Не тот это совсем человек, чтобы мучиться из-за несправедливой казни! Да он на следующий день скорей всего уже о ней забыл.

Зато у тех, к кому у Воланда и его свиты были претензии, были весьма серьёзные проблемы. Особенно у тех, кто пытался ему мешать. Например, у превращённого в вампира Варенухи. Или у Римского. Или у Бездомного. Да если присмотреться, практически никто из действующих лиц романа не получил от Воланда ничего хорошего. Что вполне понятно и неудивительно – Сатана не занимается тем, что творит добро и восстанавливает справедливость, как пишут многие критики – исследователи романа. Где это вы увидели восстановление справедливости Воландом? Чтобы Сатана, и занимался тем, что восстанавливал суровую справедливость? Отец лжи и обмана, и вдруг за справедливость будет радеть? Это смешно.Потому дьяволу нужно, чтобы Пилат был представлен как заслуживающий сочувствия и соучастия человек, а не негодяй и мерзавец. И больше всего потрясает финал – мы видим, как Воланд предоставляет Мастеру закончить роман, подводя его к скале с мучающимся и страдающим от раскаяния Пилатом… Ээ, минутку, да в самом деле ли всё это? Очнись, Мастер, очнись, Маргарита, это же иллюзия, фантом! Дьявол, Сатана, это же мастер мороков, иллюзий! Не очнутся, к сожалению. Ведь они сами отдали себя в его власть.

Нет никакого Пилата с собакой, и нет никакого Иешуа, спускающегося к нему по радуге. Это иллюзия. морок! Это только в иллюзиях дьявола Иешуа может согласиться с Пилатом, что да мол, никакой казни не было, только не волнуйся и не переживай. Настоящий Христос боролся до последнего вздоха за правду и истину, только она имела для него значение. И потакать лжи и вранью настоящий Христос никогда бы не стал! А вот в фантомной версии Сатаны врут и лгут все, даже сам Христос. Именно в фантомной версии, всё это лишь иллюзия – уважаемый читатель, ну подумайте, кто такой Мастер, чтобы выходя за рамки времени и пространства В РЕАЛЬНОСТИ соединять судьбы Пилата и Иешуа? Такое возможно только в дьявольских иллюзиях.

И уж совсем дьявольской и святотатственной выглядит следующая сцена. От Христа к Воланду приходит посланец – Левий Матвей, и просит дьявола, чтобы он взял Мастера и Маргариту к себе. Мотивируя это тем, что – они, мол, не заслужили света, а заслужили покой! Вы представляете себе! Дьявол – злейший враг Христа, обратное справедливо также – Христос, злейший враг Сатаны. А тут они не просто общаются через посланника, но Христос даёт Сатане поручение, и тот отвечает – сделаем, будет исполнено!!! Христос просит Сатану забрать их души СЕБЕ! Христос заодно с Сатаной! Это Христос-то, который жизнь потратил на борьбу со злом, с Дьяволом и его слугами, вырывал из его лап души людей – а тут он сам отдаёт ему эти души, мотивируя это тем, что они якобы не заслужили Света и недостойны быть на Небесах? Ах как бы Сатане хотелось, чтобы так оно было на самом деле. Но настоящий Христос на такое не пошёл бы ни при каких раскладах.

Позвольте, а кто же тогда достоин Света, если даже талантливейшие и великодушнейшие люди не заслужили, уж простые-то люди не заслужили и подавно? Вот она, дьявольская сатанинская логика – никто не достоин света, и никто не должен туда попасть, потому все люди рано или поздно должны попасть к нему в ад, и это без вариантов. Вот и трудится Сатана, не покладая рук. Мысль-то тут читается какая – что уж если Мастер с Маргаритой не заслужили Света, это они-то, то уж обычные люди не заслужили света и подавно! И не мечтайте! Это и есть фирменный стиль и почерк Дьявола, такого рода манипуляции. Да, и забрать их просят куда, в покой! Намёк вроде бы на чистилище, но тут тогда выходит, что Дьявол и там хозяин, раз там распоряжается, что ничего хорошего обитателям этого самого покоя — чистилища не сулит.

Демоны – мастера иллюзий и фантомов, потому весь тамошний сад и уютный домик, всего лишь иллюзии, в которые заперты бедные души Мастера и Маргариты. Они в полной мере познали, что такое сделка с дьяволом, сами того не осознавая. Сначала унижения и издевательства, выматывающие душу и сводящие с ума — для обоих. А потом, смерть от вина, подаренного Азазелло. Вот она, награда дьявола, единственная награда, которую человек может от него получить в итоге за верную службу – это смерть! Ведь дьявол желает людям смерти, и только смерти, облагодетельствовать человека для Сатаны – самый страшный сон. Потому понятно, что Мастер и Маргарита были именно убиты, физически, а их души увёз с собой Дьявол. К сожалению, таков удел любого, кто заключает сделку с Сатаной – в итоге в любом случае будет только смерть и рабство души в плену у демона.

Потому, зря вздыхаешь на лавочке, Николай Иванович, что не пошёл за своей «богиней». В ад что ли так хотелось попасть. Кстати, весьма показательно, что с превращённым в борова Николаем Ивановичем ничего плохого не происходит – ему даже дают справку, на предмет того, где он провёл ночь. Видимо, своё честно отработал на балу, претензий нет.


Полагаю, что в этом романе мы увидели лишь маленький эпизод того, что в прошлом делал Сатана, и возможно, делает и в наши дни, и будет продолжать делать в будущем, при условии отсутствия достойного отпора со стороны людей. Ведь, как мы знаем из романа, подобные балы Сатана проводит регулярно, снова и снова, каждый год, в разных городах мира, и проводит уже очень давно. И на каждом следующем балу Сатане опять и опять будет нужна новая местная королева бала, новая Маргарита, ведь без неё никак. Десятки, сотни новых Маргарит, из года в год, из столетия в столетие. И непременно королевской крови. Которых непременно – всех! – нужно склонять к тому, чтобы они приняли предложение и заключили сделку с Дьяволом. А значит, для каждой Маргариты нужен свой Мастер, ради любви к которому она пойдёт на сделку с демоном, с силами зла. И если все они будут заканчивать также, как московские Мастер и Маргарита, то картина будет вырисовываться чрезвычайно печальная. Рано или поздно очередные Мастер и Маргарита в очередном городе должны, обязаны будут понять, что к чему, и разорвать порочный круг, одержав верх над Сатаной, сорвав ему дьявольский бал и отправив его обратно в пекло ни с чем вместе со всей его свитой, вместо того чтобы помогать ему в его грязной игре и становиться его слугами. Как бы трудно это ни было.Справедливо ли отрезало голову Берлиозу? Справедливо ли посадили в психбольницу Ивана Бездомного? Справедливо ли мучили и издевались на балу над Маргаритой? Справедливо ли нападали на Римского в его кабинете? Справедливо ли оторвали конферансье голову в Варьете? Справедливо ли сожгли магазин Торгсин и ресторан Массолита? Справедливо ли, что не взяли Мастера в Свет? И так далее. Естественно нет, никакой справедливостью тут и не пахнет. Так видится, что весь роман, это как раз сплошная череда несправедливых событий и мелких и крупных издевательств и глумлений над его героями. И пахнет тут совсем не справедливостью, а мракобесием, разгулом демонов, глумящихся и издевающихся над беззащитными людьми. То, что это выглядит смешно и потешно, на деле веселье бесовское, выходит.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+49
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
0
246
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу страничку в Twetter:   Подписаться