Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 31
18 +

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

За каменной стеной средневекового еврейского квартала
Среднее время прочтения:

Источник:
Автор:
Анастасия Жигулина
За каменной стеной средневекового еврейского квартала

Средневековые еврейские общины остро нуждались в покровительстве городских властей, а город ничуть не меньше нуждался в услугах иудеев.


- Salik.biz

Евреи и христиане: история взаимоотношений

Ритуальные убийства, заражение колодцев, осквернение литургического хлеба — эти и другие, куда более невероятные преступления приписывала народная молва евреям в 13−14-м веках. Церковь, неспособная объяснить войны и эпидемии, обрушившиеся на Европу, такие слухи подогревала. Христианские ремесленники и торговцы видели в евреях соперников, а городские власти — козлов отпущения. Жизнь иудеев в христианском городе была невыносимой.

Изображение еврея на барельефе Мюнстерского кафедрального собора.Изображение еврея на барельефе Мюнстерского кафедрального собора.

Между тем, так было не всегда.

В 1084 году епископ немецкого города Шпейер пригласил евреев в город, выделил им отдельный квартал, «чтобы они не были столь беззащитны перед буйством грубой толпы», а также место для кладбища. Вплоть до Первого крестового похода могущественные христианские правители приближали евреев ко дворам для решения сложных экономических проблем, а также использовали в роли врачей и переводчиков. Еврейских учёных можно было встретить при дворе Фридриха II и Карла Анжуйского, а Данте Алигьери дружил с еврейским мыслителем и поэтом Иммануэлем Бен Саломо.

Евреев, в отличие от мусульман, не причисляли к язычникам, и народ, по большей части, относился к ним благосклонно. Но вот избавиться от клейма чужаков было не так-то просто.



Врачи и торговцы

Евреи из Ветхого Завета — это земледельцы и скотоводы. Евреи из массового средневекового сознания — ростовщики и торговцы. Такое противоречие возникло из-за образа жизни, который были вынуждены вести иудеи в Европе. Опасность гонений, невозможность стать полноценными участниками феодальных отношений, разбросанность общин по всему свету предопределили основные занятия евреев.

Сами христиане торговать не любили. До появления в 13-м веке идеи чистилища — места, где души после смерти очищаются от грехов — священнослужители рисовали перед мысленным взором верующих образ измученной скитаниями души торговца, тяжёлый кошель на шее которой тянет её в адское пекло. У евреев подобных страхов не было. Однако, как только появлялась возможность, они старались вернуться к более близкому им сельскохозяйственному труду.

Ремеслом иудеи занимались менее охотно. Но если приходилось, то и тут им удавалось достичь мастерства. Например, в 10-м веке, когда в Италии начался рост торговых республик, евреи были вытеснены из своей привычной ниши, но быстро адаптировались и стали первоклассными кожевенниками, ювелирами и портными.

Глубокие медицинские познания и способность к языкам сделали евреев прекрасными врачами. Их услугами пользовались все слои населения: от бедняков до королей и римских пап. Сам Людовик Святой лечился у врача-еврея.


Евреи в христианском городе

Мудрый епископ города Шпейер был не единственным, кто увидел в еврейской общине залог экономического процветания. Правители христианских городов не только приглашали, но и наделяли особыми привилегиями еврейское население. Так, во Франции и Германии вплоть до 13-го века евреи могли носить при себе оружие, а еврейская община Кёльна имела право и вовсе собственноручно изгнать из города любого провинившегося перед ней соплеменника.

Еврейский погром 1349 года во Фландрии.Еврейский погром 1349 года во Фландрии.

Жили такие общины обособленно, нередко отделяясь от остального города каменными стенами, а ворота запирали на ночь. Однако ничего общего с гетто эти укреплённые кварталы не имели. Стены были привилегией, а жизнь в квартале — абсолютно добровольной.

У евреев были причины для страха. Беспорядки на религиозной почве случались нередко, а власти решались лишь на оградительные меры. Среди таких — запрет на выход за пределы квартала во время Пасхи. Именно на этот праздник приходились самые жестокие погромы и кровавые стычки. В некоторых городах пасхальное насилие становилось местным обычаем, например, полагалось сжигать на пасху чучело еврея или бросать камнями в окна их домов. А в Тулузе вплоть до 12-го века граф ежегодно давал ритуальную пощечину главе еврейской общины.

Древнейшие еврейские кварталы располагались в центре города, часто недалеко от рынка. В них и самих кипела торговля, а выражение «еврейская улица» почти всегда означало «торговая улица». Порой горожане жаловались на то, что большинство товаров они могут приобрести лишь в еврейском квартале, и требовали вынести торговлю за его пределы. Но чаще всего такое положение вещей принимали как обычное.


Устройство еврейского квартала

В большом средневековом еврейском квартале помимо жилых домов были все непременные составляющие полноценного города. Каждый такой «город» включал в себя центр духовной и светской власти — синагогу, мидраш — место, где изучают Тору, общинный дом, кладбище, баню и гостиницу. Часто в квартале была своя пекарня для изготовления традиционной выпечки. А в доме для танцев проводили свадьбы и прочие праздничные мероприятия.

Откровение на Синае.Откровение на Синае.

Городские власти старались не вмешиваться в жизнь общины. В квартале были свои законы и свой суд в синагоге. Сюда же являлся христианин, желающий судиться с евреем. Лишь в исключительных случаях, когда общинная власть не могла разрешить конфликт, она обращалась за помощью к городской.

Большинство евреев в Германии имели свои дома и даже садики. Некоторые жили довольно роскошно.

За свои привилегии евреи вынуждены были платить повышенный налог, но ни он, ни высокие каменные стены не смогли защитить иудеев, когда в 14-м веке пришла «чёрная смерть».


Возникновение гетто

Врагом общины стала вовсе не болезнь, а та религиозная нетерпимость, которая охватила христиан перед лицом чумы. Вновь, как во времена первых крестовых походов, по Европе прокатилась волна жестоких погромов. Во многих крупных городах были приняты законы о недопущении евреев. Там же, где еврейские общины сохранились, как, например, в Риме, иудеев принудили носить на одежде особые знаки отличия и окончательно изолировали. Так возникли гетто, хотя само слово войдёт в оборот лишь веком позже — по названию венецианского еврейского квартала.

Реконструкция средневековой синагоги в Кёльне.Реконструкция средневековой синагоги в Кёльне.

Теперь евреи не могли жить за пределами своих каменных стен. В гетто оказывались даже те, кто уже давно отдалился от общины. Росло количество ограничений: евреям запрещалось заниматься определенными видами деятельности, владеть землёй. Большая скученность и бедность превращали прежде ухоженные еврейские кварталы в трущобы.

Количество городов, не желавших предоставлять убежище евреям, росло. Так, из Западной Европы иудеи перебрались в Венгрию, Чехию и Польшу, но и это, как оказалось, была лишь временная мера.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+49
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
0
335
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте:   Подписаться