Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 31
18 +

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Летописные "колбяги" основали Колпино?
Среднее время прочтения:

Источник:
Автор:
Борис Новицкий
Летописные "колбяги" основали Колпино?

В X–XII веках на территории Северо-Западной Руси и Карелии на границах Новгородских владений обитали некие колбяги (кълбяг). Так их именовали в русских летописях и связывали с варягами. Но для историков и до сих пор загадка – кто это? Это народ или социальная группа? И где обитали?

Колбяги вместе с варягами внесли значительный вклад в формирование Руси. Этнически это был народ русского корня. А область расселения – вся Великая Русская равнина, побережье Балтики (Поморье Польши, Восточная Германия). Но их стараются отодвинуть на задворки истории Руси. Почему так? Разберемся со всем этим.

- Salik.biz

Энциклопедический словарь заявлял: «Их этническая принадлежность и область расселения точно не установлены».

В 2015 году в Петербургском издательстве «Нестор-история» вышла моя книга Колпь. Страна Лебедия». В нем подробно рассказано о разгадке этимологии слова Колпино. Представлено около двух сотен топонимов с корнем КОЛП, КОЛБ и их вариантов. Показана их широкая распространенность не только на всей территории России, но и в Германии, Польше, Белоруссии, на Украине, Литве, Сербии, Словении. И даже на Аляске. Перевод слова КОЛП обнаружен в верхнелужицком языке, где оно имеет значение ЛЕБЕДЬ.

Это позволило понять смысл имени колбягов и показать область их расселения. А официальная наука ни об их «этнической принадлежности, ни о месте расселения» ничего не знает!

О связи колбягов с варягами говорится в Новгородской «Русской правде». Византийцы их называли на западный манер — кулпингами. Впервые это название встречается в Византии в 1074 году. И в хрисовулах (грамотах) императоров Константинополя при перечислении наемников на византийской службе, часто упоминаются кулпинги. Версий его происхождения великое множество. Первая – считается, что основой древнерусского названия «колбяги» и среднегреческого (византийского) «кулпинги» послужило древнескандинавское kylfingar. Вторая – землей колбягов названа Русь или царство Гардарики: «земля кольфингов», которую мы называем царством Гардарик (terra kylvingorum, quam vocamus regnum Gardorum)».

Объяснение шведского слова Kylfingaland и вовсе оригинальное: корень KYLF означал язык колокола, палка, стержень. Поэтому шведы переводят это слово как Страна колоколов. По сути, верно, а по форме – лингвистическая натяжка, не выдерживающая критики. Хотя то, как коверкают нашу речь англосаксы – мы знаем. Тут и М. Фасмер отличился. В его этимологическом словаре колбяги идентифицируются с колбежичами, которых можно было встретить на территории Псковской губернии. И это не вызывает возражения. Но по Фасмеру, название происходит от др.-сканд. kylfingr (от kylfa– дубина). Тоже чудная натяжка.


По писцовым книгам конца XV века в Обонежской пятине известен погост «Климецкой в Колбегах», в бассейне реки Сясь. Стало быть, колбяги жили в Новгородской области относительно многочисленными группами.

Попытаемся все же установить их этническую принадлежность, которая для энциклопедии остается загадкой. Можно обратить внимание на его венгерский вариант, более-менее близко по тексту передающий произношение – кёлпеньек. И здесь мы реально слышим корень «кёлп». Поскольку венгры пришли на территорию, где уже давно проживали предки славян, то, значит, проживали и колбяги, раз это наименование зазвучало в венгерском почти без искажения.

В слове кульпинги явно просматривается знакомый нам корень «кулп», созвучный «колп». Да и слово колбяги, имеет в составе корень «колб», который лингвистически идентичен «колп» (происходит чередование согласных). Сербы прямо говорят, что «колб» – это лебедь.

Полученная нами информация о широком распространении топонимов с корнем «колп» на территории, связанной с кулпингами (южно-балтийский берег Польши, Новгородская область), которая до сего момента, естественно, отсутствовала, позволяет твердо идентифицировать этот народ, предположив его поклонение лебедю. В Яндекс-Дзен в статье «Колпь – Царевна-Лебедь Руси. Часть 1» можно ознакомиться с предварительным материалом по этому вопросу.

Таким образом, кулпинги, колбяги – это народ, избравший в качестве тотемного символа – божественную солнечную птицу Лебедь в его изначальном именовании – КОЛП. Все эти многочисленные названия Колпино, Колпин, Колпь, Колба – служили мощным оберегом колбягов. Реки с названием Колба, Колбинка, Колбиха, озера Колба, есть в Вологодской, Новгородской, Ярославской областях, Красноярский край, Алтай, Хакассия, Сахалинская, Магаданская, Читинская обл., Хабаровский край. Селения Колба, Усть Колба, Колбино, Колбинка, Колобовка есть в Псковской, Ленинградской, Вологодской, Воронежской, Кировской, Костромской, Ивановской, Кемеровской областях, в Пермском крае и во многих других областях России.

Что касается этнической идентификации этого народа то, ареал их обитания – все территории, означенные топонимом «топонимом «колп», удивительным образом совпадает с ареалом проживания русов. В очень актуальной диссертационной работе А.А. Молчановой «Балтийские славяне и северо-западная Русь в раннем Средневековье» ведется речь и о колбягах (кулпингах): «С другой стороны, следы пребывания колбягов сохранились в топонимике Северо-Запада, сравните: Колбь, Колпино и т.п.».

Автор диссертации была очень близка к истине, упомянув рядом с колбягами Колпино. Но она, к сожалению, не была знакома с переводом этого слова. Не знала и широты распространенности Колпиных. Что не позволило прийти к выводу о тотемном названии этого племени.

Что касается всяких «скандинавских» моделей этого слова, типа — кольфингов, то мы не отвечаем за тот язык, на котором это название исковеркивали. Поэтому «перевод» его с этого языка пусть и останется на совести тех, кто его переводит. Только отношения этот «перевод» к русскому слову колбяги никакого не имеет.

Процитируем первый законодательный свод Руси «Русскую правду», с изучения которой начинают все юристы нашей страны еще на первом курсе юридических ВУЗов, где несколько раз упоминается имя колбяги рядом с варягами:

«Аще ли ринеть моужь моужа любо от себеот себя, любо к собе, 3 гривне, а видока два выведеть; или боудеть варягъ или колбягъ, то на ротоу. Аще ли челядинъ съкрыется любо оу варяга, любо оу кольбяга, а его за три дни не выведоуть, а познають и в третий день, то изымати емоу свои челядинъ, а 3 гривне за обидоу».

И еще: «Аче попъхнеть мужь мужа любо к собе ли от собе, любо по лицю оударить, ли жердью оударить, а видока два выведуть, то 3 гривны продажи; аже будеть варягъ или колбягъ, то полная видока вывести и идета на ротоу».

Варяги и колбяги в тексте фигурируют как иностранцы – личное оскорбление должно быть доказано посредством двух видоков (свидетелей). Но для варяга или колбяга делается исключение, они могут доказывать личною присягою как иностранцы, которым нелегко было найти послухов (свидетелей) на чужой земле.


И еще одно упоминание колбягов уже в Новгородских берестяных грамотах. Грамота № 222 датируемая концом XII– первой четвертью XIII в. (Неревский раскоп), к посаднику Гюргию Иванковичу содержит упоминание колбягов:

«От Матея ко Гюргию.… Если же в самом деле они запираются (не признаются), то я даю княжескому детскому гривну серебра и еду с ним, потому они поставили меня своим запирательством в положение вора. Еси колбяги не бежали, в твоих руках распределение долей, деньги по людям (деньги, которые различные люди должны) – нет тут тебе убытка или единой векши».

В грамоте упоминается княжеский детский, которому некий Матей платит гривну серебром для того, чтобы тот поехал с ним в качестве защитника и оправдал Матея, так как его обвинили в каком-то хищении, связанном, по-видимому, со взимания податей с колбягов. Взимание податей новгородцем было бы возможно только в условиях территориальной близости колбягов к новгородским уделам.

Таким образом, колбяги составляли для Новгорода некую особую этническую группу, которая платит дань Новгороду и осуществляет военные и торговые вылазки в Фенноскандию. Колбяги фигурируют как язычники. Они упоминаются и в исландской «Саге об Эгиле Скаллагримссоне», в главе про походы Торольва в Финнмарк. Там пришлые колбяги действовали как викинги, то есть занимались торговлей и грабежом. В скандинавском сочинении XII в. земля кюльфингов (считают, что это тоже колбяги) отождествляется с Гардарикой.

Есть на польском берегу Балтики город Колобжег. Он существовал ещё в Х в. и основан западно-славянским племенем поморян, язык которых был ближе к русскому, чем к польскому. Впрочем, как и язык лужитов. В. Татищев переводил его как «Круглый берег». Коло – круг, бжег – берег. Но это слишком упрощенное понимание. Не надо забывать, что у древних русов КОЛО – это было символом солнца. Скорее, его можно перевести, как Солнечный берег.

В книге В. Дёмин [Загадки Русского Междуречья. М., 2003.], говоря о реке Колпь, признал арийское происхождение этого слова. Он связывал его с древнерусским названием солнца – Коло. Попробуем разобрать эту идею. И в этом нам поможет герой русских сказок Колобок. О глубокой древности русских сказок можно только догадываться. Их изначальность, исходящая из мифологического миропонимания наших далеких предков, заставляет только восхищаться их мудростью. Поэтому в каждой из них заложен более глубокий исконный смысл. Вот и Колобок не просто кулинарное произведение из теста, а олицетворение солнца. Но Колобок – маленькое солнце, где окончание –ок — обозначает уменьшение размера предмета. Внук – внучок, бык – бычок, колоб – колобок. Путь Колобка по дорожке, где встречаются разные звери, – это аллегория, выражающая движение солнца по небу. Итогом такого движения, в конце концов, становится его поедание лисой. Что значит, – солнце закатилось за горизонт. В этой сказке, которая каждый раз повторяется – заложена модель земного мироздания.

Если Коло – это солнце, то Колоб – это прилагательное означает Солнечный. Применение эпитета Солнечный к лебедю вполне обосновано отношением древних к этой божественной птице. Ибо Коло – это еще и древнее русское божество, получившее воплощение в названии Коляда. До последнего времени в деревнях сохранилась традиция колядовать, то есть принимать дары для Коляды. И большая звезда на шесте, с которой колядующие ходили по домам, распевая колядки – торжественные песни, символизирует, безусловно, Коло — Солнце.

«Греческий» бог Аполлон негреческого происхождения один раз в год отправлялся в повозке, запряженной белыми лебедями, в Гиперборею, к своим северным родственникам, с дарами. Пеласги, бывшие первыми обитателями Эллады, принесли это имя с севера – Купало, или Купавон. У пришедших позже греков – гораков, горцев, это имя потеряло согласную К. И Купало стал Апполо. Лебедь же был тотемной птицей наших далеких предков. Ему поклонялись как божеству. Поэтому естественно название такой славной птицы, берущей свое происхождение от Коло – Солнечная, Божественная или Колоб. Проходили многие тысячелетия, менялось произношение, при естественном сокращении гласных Колоб стали произносить Колб. Уже ближе к нашему времени, каких-то одна-две тысячи лет назад, проявилось естественное для русского языка чередование согласных «п-б». И в западных областях Руси слово Колб стали произносить как Колп.

И колпь, и колпица (лебедушка) – это забытые русские слова, отголоски которых сохранились еще в древних русских сказках. Так в сказке о трех царствах есть такие слова: «Приходит Иван-царевич к золотому царству; там сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства — такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Или, например, Откровения Иоанна Златоуста из Словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского: «Виде землю… белоущуюся [белеющую], аки колпь».

В древнерусском варианте это слово имело написание «кълбь», где твердый знак обозначает сильный редуцированный согласный, который позже в разных славянских языках перешел в –е, -о, -у. Что позволило этим языкам варьировать указанные гласные: келп – в польском, кулп – в западных славянских, кульп – в немецком, колп – в русском и лужицком. Все это вылилось в следующие топонимы: Келпин в Польше, Кулпин в Сербии, Кульпин в Германии, река Купа (Колпа) в Словении, и другие.

Карта топонимов с корнем *колп-колб*. Синие точки - реки и изера, красные - поселения.Карта топонимов с корнем *колп-колб*. Синие точки - реки и изера, красные - поселения.

В плане чередования согласных «п» — «б» показателен переход Колпино в Колбино на примере древней деревни возле Колтушей под Петербургом. На шведской карте 1699 года эта деревня еще называется Kolpina, сегодня же она носит называние Колбино! И огромное заблуждение, сопровождающее это название в Википедии, которое умозрительно выводится неизвестно откуда, что название это финского происхождения. И это абсолютный миф!

Ну а далее в Алтайском крае река Колбинка и шесть сел Колбино в России. Обнаруживается также город Кольба в Германии и город Колба в Словакии, а также 10 рек Колба и два озера Колба в России! Немцы слово Кульпа переводят «со славянского» как лебедь. А сербы также слово «Колб» переводят «со славянского» как лебедь.

Что бросилось в глаза после обнаружения столь значительного числа топонимов с корневой основой «клп»? – Уникальная их географическая распространенность: на западе город Колпо во Франции; на Дальнем Востоке три озера Колба (Магаданская обл., Хабаровский край, Сахалинская обл.). Еще дальше на Аляске, некогда Русской Америки, на острове Куприянова – озеро Колп! На юго-востоке: река Колба на Алтае, и река Колба в Хакассии.

Столь подробный экскурс в историю вопроса избавляет нас от дальнейших фантастических переводов названия русского народа колбяг. Ясно, что ЛЕБЕДЬ-(колп, колб) был тотемной птицей этого предкового русского народа, органично вошедшего в языковую общность русского этноса.

Язык колбягов и язык варягов, вероятно, был сходным, и именно они стали основой современного русского языка. Они говорили на русском языке, на котором испокон веков говорили поморы. Этот язык сохранился от чужеродного влияния только потому, что земли поморов, Белого моря, реки Печоры не испытали ни разу иноземного нашествия. Северная Двина, впадающая в Печору, до сих пор хранит свое арийское имя, и с санскрита переводится, как Двойная. Сохранность древних арийских топонимов на севере Руси прекрасно описала индолог Н. Гусева.

Колбяги – один из истоков великорусского этноса, сыгравший, как и варяги-русь, в начальной истории Руси организующую роль. Это был народ русского корня. А область расселения – Великая Русская равнина, побережье Балтики (Поморье Польши, Восточная Германия).

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+49
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+2
127
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Наш чат ВКонтакте:   Войти в чат