Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 30
18 +

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
!!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Упыри на Руси — что мы о них знаем? Европейское слово «вампир» на самом деле славянское?
Среднее время прочтения:

Упыри на Руси — что мы о них знаем? Европейское слово «вампир» на самом деле славянское?

Образ вампира пришел из славянского фольклора? А слова «упырь» и «вампир» имеют общее происхождение. Что же говорят об этом исследователи?

Из славянских легенд нам известно, что на Руси упырей представляли умершими мужчинами (очень редко женщинами), которые нападают на людей и скот, чтобы насытиться их кровью.

- Salik.biz

Славяне считали, что после смерти душа либо обретает покой, либо превращается в «заложного (нечистого) покойника». Такое случалось в нескольких случаях: если человек умер неестественной смертью, если он при жизни был грешником или его неправильно похоронили, то есть не были соблюдены все ритуалы погребения.

Южные славяне верили, что мертвец может превратиться в упыря в течение 40 дней после погребения. В это время он мог выйти из могилы и отправиться на поиски жертвы, чтобы напиться кровью и обрасти плотью. Славяне считали, что упырь — это «кожаный мешок», наполненный кровью.

Восточные славяне называли монстров «упырями» (ст.‑слав. вѫпырь), а южные и западные — «вампирами» (ст.-болг. въпиръ, сербохорв. vampir), именно у них это слово было заимствовано немцами, французами, англичанами.

Монстры-кровопийцы были во многих культурах, но образ европейского вампира, который нам теперь известен, мог быть вдохновлен именно славянской мифологией. Дж. Мелтон в «Энциклопедии вампиров» (1998) отметил, что слово «вампир» в форме «упырь» впервые «встречается именно у русских».

Исследователи склонны считать, что это так. В работах И. И. Срезневского указано, что некий Оупирь Лихыи (Упырь Лихой) упоминается в «Толковании на книги пророческие» (восходит к XI в).

Упырь Лихой, конечно, вряд ли был вампиром, он был книжником. Но имя (прозвище) у него несомненно странное.


Некоторые этимологи предполагают происхождение слова «упырь» от корня -pī- ‘пить’ с суффиксом -rъ. М. М. Валенцова указывает, что на Руси прозвище Упырь могло трактоваться как «Опивала». Так ли это? Можем лишь предполагать.

А вот в другом древнерусском письменном памятнике упоминается слово «упырь» уже не как имя собственное. Из «Слова святого Григория» (XV век): «преже Перуна бога ихъ, а преже того клали требу упирем и берегинямъ». Из этого текста следует, что до Перуна славянские язычники возносили жертвы неким упырям и берегиням.

Исследователи пока не могут понять, что понимали под «упырями» язычники, но то, что слово встречается в древних памятниках письменности, это факт.

Исследователь А. Рыбаков предполагал, что берегини — это олицетворение добрых начал, а упыри — всего злого.

Некоторые исследователи предполагают, что «упырь» восходит к тюркскому *upyr ‘ведьма, злой дух’ (> тат. ubyr ‘оборотень, волколак). Славяне могли по-своему переосмыслить это слово из-за сходства с глаголом «пить». «Упырь» — это демон, который после смерти «упивается», чтобы сохранять жизненные силы.

Но М. Фасмер считает толкование из татарского сомнительным и говорит, что «реконструкция праславянской формы сопряжена с трудностями». Лингвист ещё допускает возможность происхождения этого слова от *ǫpirь (пари́ть, перо́).

Но почему упырь вообще пьет кровь?

Славяне называли «жаждущими» тех, кто умер неестественной смертью. До сих пор сохранилась традиция оставлять на могиле умершего воду или какой-то напиток, чтобы он мог утолить жажду.

У сербов было принято наливать в рот покойнику немного вина, чтобы он не превратился в вампира, или слегка смачивать его плоть красным вином, будто кровью.

Легенд вокруг этого демона было очень много. Славяне после смерти человека наблюдали за покойником, не превращается ли он в вампира. Считалось, что упырями могли стать «умершие с открытыми глазами», «лежащие в гробу с румянцем», «с длинными ногтями», «быстро раздувающиеся».

Ещё опасались тех умерших, которые при жизни страдали психическими заболеваниями или имели врожденные физические аномалии.

Кадр из немого фильма *Носферату, симфония ужаса*, 1922.Кадр из немого фильма *Носферату, симфония ужаса*, 1922.

Если были хоть малейшие подозрения, что покойник превратится в вампира, проводили странные действия с телом: подрезали жилы под коленками, прокалывали кожу, чтобы тело не смогло надуться, ещё втыкали в пятки острые предметы.

Считалось, что первыми жертвами вампира становятся члены его семьи. Поэтому если родственники недавно умершего начинали болеть и друг за другом умирать, объясняли это его превращением в упыря.

Для защиты от упыря использовали не только чеснок, ещё спасались крестиками из боярышника, вокруг дома создавали круги из терновника, а помещения окуривали тимьяном.

На Украине верили, что упырь вызывает стихийные катастрофы и болезни. Во время эпидемий холеры из-за подобных суеверий в украинских посёлках сжигали на кострах из терновника невинных людей, которых считали упырями.

Первоначально упырей считали ужасными монстрами, но во второй трети XVIII века началась романтизация вампиризма. Вампиров стали изображать молодыми и красивыми аристократами с легкой бледностью кожи и алыми губами. Романтизм и эстетизм!

Привычный для нас образ вампира получил известность по всей Европе благодаря повести Джона Полидори «Вампир» в 1819 году, а потом — роману Брэма Стокера «Дракула» в 1897 году.

Русский поэт Александр Блок был в восторге от этого романа: …прочёл я «Вампира — графа Дракула». Читал две ночи и боялся отчаянно. Это — вещь замечательная и неисчерпаемая.

В современном кинематографе герои не всегда становятся вампирами по своему желанию. Например, пятилетняя девочка Клодия, героиня фильма «Интервью с вампиром» (1994 г), который снят по роману американской писательницы Энн Райс.

Клодия стала жертвой обстоятельств, она не сама выбрала себе такую участь.

*Интервью с вампиром*, 1994 г.*Интервью с вампиром*, 1994 г.

Девочка не грезила о вечной жизни, а просто хотела быть со своей мамой, умершей от чумы. Так сложились обстоятельства, что Клодию забрали к себе вампиры Луи и Лестат, они пытались ей подарить любовь и заботу. Правда, эта история закончилась печально для всех героев.

Образ вампира прошел путь от монстра в виде «кожаного мешка» до человека с особенностями. Например, сложно назвать злым монстром Эдварда Каллена из романа «Сумерки» Стефани Майер.

Выходит, что у славянского упыря и современного вампира уже нет ничего общего, кроме названия и функции (пить кровь).

В современном искусстве вампир зачастую становится символом отчаянного желания жизни и любви, а ещё потребности быть принятым обществом, даже если ты не совсем похож на большинство.

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург
info
+50
Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале.

Поделиться в социальных сетях:


Оцените:
+3
257
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

   Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен:   Подписаться