Заметили ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и
нажмите Ctrl + Enter

Сайт о паранормальных явлениях и уфологии

Паранормальные новости, новости НЛО, аномальные явления


Если Вы стали очевидцем НЛО или любого другого паранормального явления, или у Вас есть история из жизни связанная с необъяснимыми явлениями, то присылайте материал на e-mail: info@salik.biz или регистрируйтесь на сайте и разместите свою историю сами.

Заглянуть в будущее

Фото:
EVE online
Заглянуть в будущее

Фантастика уже давно перестала быть темой, интересной только для фанатов технического прогресса. Наряду с фэнтези она стала одним из кирпичиков визионистики. Проще говоря, попыток выстроить миры будущего, максимально дистанцированные в своей сути от мира сегодняшнего.

Создание фантастических миров, или футурологическое миростроительство, занимает особое место в культуре XX м XXI веков. Для европейской и североамериканской культуры он даже стала элементом, влияющим на мироощущение наций, их понимание перспектив развития и даже силы их цивилизационного, пассионарного заряда. Такие концепты появлялись и появляются не только за рубежом, но и на территории бывшего СССР. Попробуем систематизировать и разобрать их.


Фантастическое миростроительство второй половины XX-го и начала XXI-го веков

Не всякая идея или концепт в фантастике предполагают наличие принципиально нового детально обустроенного и продуманного мира. Как правило, миростроительство становится возможным в цикле книг, в сериале или даже в интегральном творческом цикле, куда входят книги, фильмы, мультфильмы, компьютерные игры, комиксы.

Существует множество попыток построения фантастических миров, реализованных на протяжении XX века. Однако большинство из них содержат упрощенные модели миров, когда фантасты сосредотачивались на моделировании какой-либо одной стороны или одного изобретения, которое изменяет будущее и создает мир всецело на основе этого одного изобретения.

Миры Упрощенной Модели — все известные романы Артура Кларка, включая «2001: Космическая одиссея», все известные романы Роберта Хайнлайна (в кино — Мир «Звездного десанта» Пола Верховена), многие романы Лукьяненко («Геном», «Глубина», «Линия Грез», «Искатели неба» и др.), «Конец радуг» Вернора Винджа и практически весь кибер-панк.

Сюда относятся путешествия во времени: «Конец Вечности» Айзека Азимова, «Сквозь время» Вернора Винджа» и др. Сюда же можно отнести антиутопии: Олдос Хаксли «Дивный новый мир», Рэй Бредбери «451 по Фаренгейту». В фильмах это «Пятый элемент» Люка Бессона, «Вспомнить все» (Филипп Дик — Пол Верховен), цикл фильмов «Терминатор», цикл фильмов «Робокоп» и др.

Однако наиболее сильные в концептуальном плане моделируемые фантастико-фэнтезийные миры стоят особняком. Их можно разделить на те, которые созданы до 90-х годов ХХ века, и созданные после этого. В этом смысле 90-е годы стали периодом смены парадигмы футурологической визионистики — от научной фантастики мир перешел к кибер-панку, мистико-магической фэнтези, альтернативной истории и всякого рода реваншистскому «попаданству» (преимущественно в России).

Итак, до 90-х годов наиболее сильные в концептуальном плане — параллельные миры «Хроник Амбера» Роджера Желязны, Мир «Основания» Айзека Азимова, Мир «Суммы Технологий» Станислава Лема, мир «Великого Кольца» Ивана Ефремова, мир «Полудня» братьев Стругацких и конечно же Мир «ДДГ» («Далекой-Далекой Галактики» из «Звездных войн»).

До 90-х годов ХХ века Мир Великого Кольца и Мир Полудня — по сути, единственные продукты советской цивилизации. Вообще визионистика в СССР была весьма слабой, то есть фактически отсутствовала. Все советские фантастические кинофильмы, например, на основе идей Стругацких, это сюжеты, где была некоторая фантастическая идея, а не образы будущего (футурологическая визионистика), за исключением фильма «Чародеи».

Разрушение СССР привело к разрушению и той бедной футурологической визионистики, которая была в СССР, особенно в кино и в компьютерных играх. Хотя в литературе постсоветских России и Украины в 90-е годы произошел некоторый микро-ренессанс, под давлением реваншистских настроений политики он сдулся до размеров попаданства, альтернативной истории и мистико-магической фэнтези.

Современная российская литературная визионистика представлена на более-менее серьезном концептуальном уровне лишь книгами Сергея Лукьяненко и циклом романов «Анклавы» Вадима Панова. В российском кино более-менее продуманным миростроительством являются лишь фильм «Обитаемый остров» по Стругацким и фильмы «Дозоры» Лукьяненко. И в том, и в другом случае это мрачная и негативная стилистика фантастического или фэнтезийного будущего. В то же время книги по фантастическому миростроительству Сергея Лукьяненко Мир «Спектра», Мир Конклава («Звезды — холодные игрушки»), Мир Сеятелей («Лорд с планеты Земля») и Мир «Черновика» не становятся фильмами (их нет даже в кинопланах).

Из всего великолепия раннего и еще не разочаровавшегося в творчестве Лукьяненко были сняты лишь «Дозоры», которые весьма приблизительно можно отнести к футурологической визионистике. К тому же традиция мрачной стилистики присутствует и здесь. Загадка огромная — почему лишь антиутопическая визионистика с мрачной стилистикой снималась по мирам, созданным в СССР и в России.


Фантастика и фэнтези

Фантастику и фэнтези можно разделить по тому, насколько решающей является роль человека (или иного с естественным происхождением разумного) в создании своего будущего. И здесь мы должны подвергнуть все эти миры серьезной ревизии.

Классика жанра фэнтези — Мир «Властелина Кольца» Джона Толкина, — чисто фэнтезийный мир без какой бы то ни было науки и техники, но зато с магией, эльфами, гномами, орками, хобитами и т.д. Мир Толкина — первый тотально построенный мир (с языками рас и описанием их культуры) породил ролевиков и ролевые игры, то есть огромное количество последователей по всему миру. Именно толкинисты показали, что миростроительство — серьезное дело, которое может увлекать людей не менее сильно, нежели любое иное серьезное дело.

В «Хрониках Амбера» параллельные миры предзаданы объективистски (есть параллельные миры и люди, способные между ними перемещаться). Мир «Пламени над бездной» управляется агрессивным сверхинтеллектом, выход из подчинения которому — самим стать сверхинтеллектом в зоне Перехода и достичь технологической сингулярности. В Мире Гипериона искусственный интеллект (ИИ, Кибер-Бог) через нейросети паразитирует на людях. Мир Матрицы — иной способ паразитирования ИИ на человеке, заключенном в капсулу, где через посредство трансляции на органы чувств искусственной реальности происходит замена константной реальности. Даже мир EVE это паразитирование на человеческих мирах Содружества высших рас и технологий (в частности тех же нейросетей), оставшихся в наследство от более развитых ушедших цивилизаций.

Миры Лукьяненко в России 90-х годов можно выделить особо. Мир Спектра описывает пришельцев (ключников), получивших возможности богов и предпринявших проект развития подвластной им части Вселенной, где человечество оказывается прогрессируемым. Миры Конклава, где существует жесткая принудительная специализация рас-цивилизаций под угрозой уничтожения Конклава. Мир Сеятелей — масштабное прогрессорство землян сквозь время (в прошлом) по созданию молодых звездных рас в космосе для их взросления к моменту войны землян с могучей воинственной цивилизацией для помощи землянам (все миры включая землян предназначены будущей войне). Мир «Черновика» — вариант параллельного мира с попыткой главного героя избавиться от функции параллельности истории своего мира.

Мистико-магический Мир Дозоров Лукьяненко — это где Сумрак непонятно откуда появился, а в последних дозорах все больше раскрывается то обстоятельство, что он паразитирует на людях-магах (иных). Везде у Лукьяненко разные варианты функционализации землян и потери ими субъектности. Наверное это свидетельство глубокой эмоциональной травмы россиян в процессе проигрыша Третьей мировой Холодной войны, которую Лукьяненко просто выражает.

Из современных же произведений «Вавилон-5» фактически единственный фантастический фильм, где создан наиболее вероятный мир нашего будущего. В мире «Вавилон-5» Ворлонцы, Тени и Странники Сигмы-957 пытаются манипулировать разумными расами, но такая манипуляция распознается и ей осуществляется противодействие. Этот сериал породил немного литературных продолжений — всего девять, из которых лишь два по мнению автора и режиссера Стражински могут считаться соответствующими канону.

Мир «Далекой-Далекой Галактики» Джорджа Лукаса — соединяет фантастику до 90-х годов, фантастику 90-х годов XX века и фантастику уже XXI века. «Звездные войны» оказались также связующим звеном между технологической ориентацией фантастики (Жюля Верна и Герберта Уэллса) и магической ее ориентацией (Джона Толкина). «Звездные войны» это человеческий мир, в котором технологическое развитие соседствует с явлениями и носителями Силы (частично подконтрольной человеку магии), происходящей от непонятно откуда взявшихся мидихлориан. Паразитирование Силы на джедаях (Сила указывает путь, Сила сообщает некоторые знания, Сила дает некоторое предвидение) создает фэнтезийный аспект киноэпопеи.

Несмотря на то, что наиболее продвинутая визионистика мира будущего была сформирована в сериале «Вавилон-5», наиболее повлиявшими на визионистику человечества сегодня являются два мира — Мир ДДГ (он же мир «Звездных войн») и Мир EVE (он же Мир Содружества). Именно об этих двух Мирах пойдет речь далее.


Мир ДДГ, его противоречия и ошибки

Мир Далекой-Далекой Галактики (ДДГ), модель которого построена Лукасом, является противоречивым и весьма упрощенным. Однако наиболее существенными являются те противоречия, которые относятся к сущностным характеристикам модели ДДГ у Лукаса.

1) Самое большое противоречие — между высоким уровнем развития космических технологий и архаичным уровнем социальных представлений (Республика или Империя и демократия как идеальное представление). Причем даже королева Амидала является сторонницей демократии.

2) Мир со связностью через гиперпространство (гепердрайвы звездолетов) и межзвездную коммуникацию необходимо предполагает Галанет и Гала-СМИ. В модели Лукаса принципиально отсутствуют СМИ и Галанет (галактический Интернет), что приводит к тому, что политика Галактики не анализируется, не осмысляется, и становятся возможными интриги Палпатина (он же Дарт Сидиус), которые даже джедаи с их экстрасенсорной чувствительностью распознать не могут (иначе говоря, любой бы опытный журналист-аналитик в гала-СМИ эти интриги просчитал бы быстро).

3) Вопрос с дроидами (роботами) совершенно непроработан как в техническом, так и в функциональном смысле. Даже учитывая, что между эпизодами 4, 5, 6 и 1, 2, 3 этот вопрос был существенно доработан в компьютерных играх, и в первых трех частях появилось много дроидов с разными функциями, все равно во второй части есть эпизод, где королева Амидала со Скайоукером тащат чемоданы по прибытию на Набу, а сзади них катится дроид R2-D2.

4) В отличие от некоторых фильмов, которые пытались строить свое повествование на стилистике будущего («Дюна», «Пятый элемент» и др.) киноэпопея Лукаса начисто лишена каких-либо попыток футурологической визионистики в сфере искусства — в ней сделан упор на технологическую сферу.

5) Принципиальное непонимание цивилизационного функционирования Силы в человеческом обществе. Если Сила есть важная функция безопасности галактического государства, то государство полностью взяло бы под контроль рождение, отбор, воспитание и образование одаренных.

6) Принципиальное непонимание социальной роли, внутренней структуры и организации Ордена джедаев. Орден сохраняется долгое время лишь тогда, когда он решает цивилизационного уровня задачи (например, образование у иезуитов, боевая функция и финансы у тамплиеров, забота о неимущих и больных у госпитальеров и т.д). Орден джедаев, выполняя функции спецназа, диверсантов, разведчиков и телохранителей для первых лиц, при этом не имеет внутренней службы безопасности, ибо стертые данные в библиотеке по планете с клонами приводят к ответу Йоды — сделать это мог джедай, но кто неизвестно.

7) В фильме вопрос о светлых джедаях раскрыт противоречиво. Переход джедаев из позиции Равновесия на Светлую Сторону Силы запрещен по принципу. Непонятно, что случается с этими людьми: они отправляются заниматься лечением (медициной) и сельским хозяйством или с ними ведется такая же война как с ситхами.

8) Данные о развитии генетики противоречивы. Клонов ДДГ создавать может и даже может осуществлять генетические мутации для их быстрого взросления, а генетически вырастить части организма, чтобы восстановить конечности и лицо Дарту Вейдеру, не может.

И если молодому Лукасу в силу оригинальности идей это было простительно, то сейчас, когда популярность темы и наличие всех ресурсов как бы есть, возникают вопросы принципиального характера. Это вопросы концептуальных ошибок миростроительства


Мир EVE как потребительское будущее

Закономерным итогом мыслительных установок и мотивационных наставлений мира «Звездных войн» стала футурологическая визионистика Вселенной EVE. Как система представлений Вселенная EVE впервые появилась в виде массовой многопользовательской онлайн игры (через Интернет) в 2003-м году. Разработчик игры — исландская компания Crowd Control Productions. Однако наиболее полное описание Вселенная EVE получила в романах, известных как романы про «Миры Содружества» или «Вселенную EVE». Книжная версия Канона EVE возникает из романа Тони Госалеса «Век эмирей», а в России из романов Игоря Хорта «Шахтер», «Дан», «Катар» и цикла романов Скифа «Восхождение наемника».

Вселенная EVE это мир будущего, связанный с Землей через пространственно-временную червоточину, которая закрыта для доступа, что предопределило самостоятельное развитие этого мира. Поэтому Вселенную EVE можно рассматривать как проекцию современных социальных представлений человечества плюс технологии будущего. Сочетание нынешних примитивных социальных представлений потребительской цивилизации человечества совместно с технологическими новинками из будущего создает иллюзорный мир гипертрофированного потребительства.

В Мирах Содружества есть разные типы обществ — авторитарные империи, демократические альянсы, рабовладельческие цивилизации. В Мирах Содружества — капитализм, рыночная экономика и либертарианство. Центральные миры — основные четыре цивилизации — это миры с высоким уровнем безопасности. В центральных мирах Содружества можно воевать с преимуществом в силе не более, чем в 10 раз, можно воровать, если нельзя этого доказать, можно наносить вред здоровью (избил человека, вызови ему медиков, и тебе ничего не будет, а человека восстановят в медкапсуле).

Существует также Фронтир, то есть окраина миров Содружества, где действует принцип анархии, и еще более жесткие правила — можно воевать с любым преимуществом, воровать безнаказанно, и убивать безнаказанно. Существуют также пираты, с которыми борются центральные миры Содружества и сотрудничают миры Фронтира.

Авторы известных важных технологий — расы Ушедших. Над младшими расами Миров Содружества есть старшие расы, более продвинутые наследники ушедших рас, которые осуществляют контроль младших рас и в некотором смысле даже тормозят их развитие. Контроль младших рас осуществляется через нейросети, имеющие недокументированные возможности контроля. В Мирах Содружества магические способности встречаются, но официально они являются запрещенными, жестко контролируются центральными мирами и ставятся на службу правительствам.

Вселенная EVE это потребительская цивилизация, осваивающая и развивающая целый ряд технологий, но не производящая принципиально новых технологий. Даже старшие расы их не производят. То есть речь идет о вселенском потребительстве на более высоком уровне комфорта и долгожительства. Фактически это мечта современного потребительского капитализма и тупик его развития.


Фантастические миры в современном мире

Популярность Мира ДДГ дошла до того, что появилась даже религия джедаизма, у которой достаточно много последователей по всему миру. Джедаисты менее заметны, нежели толкинисты, поскольку не участвуют массово в ролевых играх. Однако идентичность джедаистов публична и претендует в ООН на звание мировой религии.

Популярность Мира EVE на Западе менее заметна. Собственно канон фантастической прозы создали российские писатели самиздата Игорь Хорт и Скиф. Поэтому популярность Мира EVE проявляется преимущественно в России, где на сегодняшний день в Самиздате уже насчитывается 247 произведений на эту тему.

Отказ России от создания своей футурологической визионистики привел к трагическим последствиям для страны, оказавшейся в историческом тупике. Если Россия отказалась от создания собственной футурологической визионистики и в то же время от принятия западной футуровизионистики, то неизбежно возникает дефицит образов будущего, который замещается массовой агрессией и войной.

По материалам hvylya.net

Источник:
Похожие записи:
0
21:22
422

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Читайте еще
Пишут в блогах
Интересное видео
Новые комментарии
Givi
Забавно, я думал это квадрат в небе загадочный НЛО...
SALIK
Читайте подробности в этой статье.
SALIK
SALIKПризрак в замке 6 дней назад
Подробности читайте здесь.
SALIK
SALIKФотография НЛО 6 дней назад
Подробнее читайте здесь.